Автомаршрут Москва - Владимир.
Москва - Реутов - Балашиха - р. Пехра - Новая - Щемилово - Зеленый - Новая Купавна - Старая Купавна - (Монино) - Псарьки - (Электросталь) - Ногинск - Богослово - р. Шерна - Буньково - Кузнецы - (Электрогорск) - Плотава - Ожерелки - р. Б. Дубна - Мал. Дубна - р. Мысовка - (Орехово-Зуево) - Усад - р. Киржач - Киржач (Владимирская обл.) - Покров - Слободка - р. Вольга - Нов. Омутищи - (Леоново) - Нов. Анино - Петушки - р. Б. Липня - Липна - (Костерево) - Пекша - р. Пекша - Сушнево - Болдино - р. Вороновка - Ундол - Лакинск - Демидово - Ворша - р. Ворша - Хрястово - р. Колокша - Колокша - Юрьевец - Владимир - водохранилище Содышка - (Сновицы) - р. Рпень.
РЕУТОВ.
В 1928 году село Реутово было отнесено к категории рабочих поселков, а более полувека назад, в октябре 1940 г., поселок получил статус города. Предком современного города-спутника Москвы является старинная деревня Реутово, упоминание о которой мы находим еще в писцовых книгах XVI века.
В основу названия могло лечь слово “реут”, которым в старину нередко называли колокола, как правило, больших размеров. Это же имя носит расположенная в городе платформа Горьковской железной дороги, разрезающей Реутов пополам.
Рядом с платформой в 1998 г. закончено строительство очень привлекательной церкви с шатровой колокольней, имеющей много общего с древними новгородскими храмами.
БАЛАШИХА.
Для автопутешественников, двигающихся по автомаршруту Москва - Владимир, Балашиха является первым серьезным препятствием в достижении поставленной цели. В этом городе-спутнике Москвы есть несколько перекрестков, пересекающих Горьковское шоссе М7, регулируемых светофорами. Результатом такой регулировки являются многокилометровые пробки на въезде и на выезде из Москвы.
Чтобы избежать пробок есть два подхода. Первый - выехать из Москвы не позже 6.00 утра. Второй - выбирать дни, когда нет массового выезда "дачников" на свои любимые загородные участки. Лучше избегать поездок во второй половине дня перед выходными или праздниками (напр., в пятницу) и утром в первый день выходных или праздников (напр., в субботу). По тем же соображениям возвращаться в Москву в воскресенье лучше в первой половине дня. Во второй половине можно простоять в пробках лишние пару часов...
Двигаясь по Горьковскому шоссе от Москвы в направлении Владимира, пересекая маленькую речку Пехру, справа на высоком крутом холме нельзя не заметить сверкающие под вечерним солнцем золоченые кресты и купола. Это недавно отреставрированный собор Преображения Господня, входящий в ансамбль усадьбы Пехра-Яковлевская.
КУПАВНА.
Название Купавна носят ж/д станция, рабочий поселок Старая Купавна (известен как один из старейших промышленных центров Подмосковья, центр текстильной и химической промышленности), дачный поселок Новая Купавна.
Основой топониму послужило, вероятно, древнее русское слово купава или купавна. Это слово, в переносном смысле, отвечало, к примеру, характеристике живописной местности. С другой стороны, нарицательное купава, купавка, очень распространено в русском языке для обозначения различных цветущих растений.
На обочинах дорог вдоль автотрассы "Владимирка" можно купить много самых разных нужных и ненужных предметов. На фото - большой ассортимент корзин и коробов на любой вкус на одной из таких спонтанных "торговых точек".
ЭЛЕКТРОСТАЛЬ.
Город Электросталь находится несколько в стороне о трассы М7. Название города прозрачно и связано с его исторической судьбой и “профессией”. Его история практически неотделима от сталеплавильного завода “Электросталь”, вокруг которого он вырос.
Завод начали строить незадолго до революции. Землю для его постройки АО “Электросталь” купило в урочище Затишье. Такое название носил лесной массив, тянувшийся на 10-12 км. Закладка завода произошла в августе 1916 г. В ноябре 1917 г. на заводе “Электросталь” состоялась первая плавка. В 1925 г. ж/д станция “Затишье”, а затем и поселок у завода получили новое название Электросталь. В 1938 г. поселок Электросталь был преобразован в город, сохранив прежнее название.
НОГИНСК.
Современное название города появилось в 1930 году. Населенный пункт на этом месте известен с давних пор, причем под разными названиями, менявшимися на разных этапах его истории. Территория нынешнего Ногинского района Московской области в XIV-XVI в.в. была вотчиной великих московских и удельных князей.
Когда-то на месте современного Ногинска стояло старинное село Рогожи, центр Рогожского стана, упоминаемое в духовной грамоте Дмитрия Донского в 1389 г. Своим названием село было обязано речушке Рогоже, притоку Клязьмы, на которой первоначально селение и возникло.
В основе гидронима лежит слово рогоз, водная растительность, называемая в народе камыш. При Иване IV ямская слобода в с. Рогожи была причислена к Рогожской слободе в Москве, а в XVII в. ее стали называть Старым Рогожским Ямом.
В 1781 г. село Рогожи было преобразовано в уездный город Богородск в составе Московской губернии: ”...открыть Богородский уезд, переименовав Рогожий Ям в город Богородск, с деревянной церковью, богадельней, питейным домом, сорока жилыми домами, а жителей - 120 душ.” Свое название город получил по церкви Успения Богородицы, которая была выстроена в 1756 г.
В Богородске начал развиваться ткацкий промысел, росли мануфактуры, строились заводы. Промышленность стала развиваться активней, когда Богородск соединили в 1885 г. с Нижегородской железной дорогой. Под Богородском сложилось одно из крупнейших текстильных предприятий России - “Глуховская мануфактура”.
Виктор Павлович Ногин (1878-1924г.г.), чье имя носит бывший Богородск,- известный революционер, советский государственный и партийный деятель, начал свой трудовой путь здесь, на “Глуховской мануфактуре”, в 1893 г. В настоящее время город Ногинск по площади один из самых больших городов Подмосковья.
БОГОСЛОВО.
Почти на окраине города, там, где река Шерна впадает в Клязьму, расположено село Богослово. Народная молва связывает название селения с судьбами каторжников, которые шли по этапу. По преданию, в этом месте им предлагалось покаяться - сказать “божье слово”; в случае чистосердечного покаяния с каторжников, якобы, снимали кандалы на дальнейший путь следования. Но это, скорее всего, красивый вымысел. На самом деле село получило свое название по располагавшейся в нем церкви Иоанна Богослова.
Нынешняя церковь Успения Божией Матери, расположенна в центре села Богослово, несколько лет была закрыта строительными лесами и находилась в состоянии затяжного ремонта. Сейчас ремонт закончен, и обновленная церковь с колокольней радуют своим свежим и опрятным видом.
В XVI веке это село было дворцовым, и в нем была деревянная церковь. В XVIII веке здесь была основана Богословская Пустынь, в которой были уже две церкви – каменный Успенский собор, построенный в 1726 году, и деревянная церковь во имя Иоанна Богослова, сохранившаяся, вполне возможно, с XVI века. В 1740 г. пустынь была приписана к Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю. В царствование императрицы Елизаветы Петровны в Богословской Пустыни была обнаружена хлыстовская ересь и в 1764 году пустынь была упразднена. Монастырский был храм обращен в приходской.
Действующая церковь Успения Божией Матери (Успенская) с приделами апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Митрофана Воронежского возведена в период с 1838 по 1853 год. Архитектурный облик храма типичен для стиля ампир: на кубическом основании покоится ротонда, перекрытая куполом, который венчает приземистая главка на цилиндрическом барабане. Храм украшает стройная колокольня: трехъярусная, завершенная небольшой луковичной главкой на восьмигранном барабане, который опирается на полусферическую кровлю с люкарнами. В интерьере храма сохранились остатки росписи, выполненной в начале XX века. Роспись храма осуществил художник из Палеха И.И.Парилов на средства иеромонаха скита Черниговской Божьей Матери Паисия, уроженца села Богослово.
С 1903 по 1917 года в храме служил священник Александр Воздвиженский, расстрелянный в 1937 году. А с 1917 до самого ареста в 1937 году настоятелем храма был священник Алексей Сперанский, также расстрелянный в 1937 году. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. О.Александр и о. Алексей были прославлены в лике новомучеников Российских.
Более подробная информация на сайте: http://www.bogoslovo.com/
КУЗНЕЦЫ.
Этот относительно небольшой населенный пункт, расположенный сразу после деревни Большое Буньково, в направлении следования из Москвы во Владимир по Горьковской автодороге М7(бывшей "Владимирке"). В нем (слева по ходу движения) привлекает внимание своей замысловатой архитектурой совершенно необычный двухэтажный частный дом.
К большому сожалению, хозяина и созидателя этого интереснейшего строения, по всей вероятности, уже нет в живых и дом, на вид совершенно нежилой, с каждым годом постепенно приходит в запустение...
На этот дом обращают внимание практически все, кто проезжает мимо и успевает смотреть по сторонам. Про него в свое время даже был отснят небольшой сюжет, показанный по центральному телевидению.
ЭЛЕКТРОГОРСК.
В некотором отдалении от трассы М7, в 15 км от Павловского Посада находится город Электрогорск. Название полностью оправдывает историю города и его производственную ориентацию. До 1912 г. здесь простирались лишь торфяные болота. Одно из самых больших болот носило название Белый Мох.
В 1912-1914 годах русский инженер Р.Э. Классон построил здесь не только первую в России, но и во всем мире электростанцию, работавшую на торфе. Было учреждено коммерческое общество “Электропередача”. Близ электростанции выстроили поселок с таким же именем. В 1946 г. поселок Электропередача был преобразован в город районного подчинения с названием Электрогорск, жилые кварталы которого располагаются в районе Теплого озера. Самое деятельное участие в создании и работе электростанции принимал Кржижановский, занимавший в 1914-1920 г.г. пост коммерческого директора общества “Электропередача”. В настоящее время Электрогорск знаменит своей мебельной фабрикой.
ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД. Этот город также находится в стороне от Горьковской автодороги М7. Считается, что Павловский Посад известен с первой трети XIV в. В духовной грамоте князя Ивана Калиты упоминается среди волостей, которые он завещал своей жене, волость Вохна. Впоследствии, как известно из документов XVI в., село Павлово (предок нынешнего города), расположенное на берегу реки Вохны (или Вохонки), действительно носило одновременно и название Вохна.
В XIV в. Вохне довелось быть вотчиной Дмитрия Донского. Многие издания отмечают, что именно при Дмитрии Донском среди дремучего леса, на левом берегу реки Вохонки, была построена церковь, возле которой разместился десяток бревенчатых домишек; однако точные исторические свидетельства отсутствуют. Правда, существует одно косвенное доказательство этой версии. Писцовые книги Московского государства XVI в. указывают на существование напротив села Павлово, на другом берегу реки, Дмитровского погоста с храмом в честь Дмитрия Солунского, который был святым покровителем Дмитрия Донского...
В 1571 г. Иван IV отдал Вохонскую волость Троице-Сергиеву монастырю “на промен” за ряд селений. По переписи конца XVI в., в волости было уже 119 селений. Одним из них было сельцо Павлово с монастырским двором, амбаром, складами. Здесь находились монастырский управитель, волостной староста и целовальники. Сюда же свозились из деревень оброчные подати. Постепенно сельцо слилось с уже упомянутым погостом; так образовалось село Павлово (Вохна), так было положено начало будущему посаду Павлову, что на Клязьме.
В середине XVIII в. в волости возникло кустарное ткачество, а к концу века - и шелкоткачество. По ходатайству крестьянских сходов 2 июня 1844 г. правительство издало указ об образовании заштатного города Павловского Посада. Славу городу создало начавшееся в конце XIX в. производство шерстяных, хлопчатобумажных и шелковых платков с художественным набивным яркокрасочным орнаментом. Их так и называют сейчас - павловские платки.
ОРЕХОВО-ЗУЕВО. Только в 1917 г. Орехово-Зуевский Совет рабочих и солдатских депутатов объединил ранее существовавшие отдельно селения Зуево, Никольское и Орехово. По его требованию Временное правительство 3 июня 1917 г. объявило Орехово-Зуево городом.
Древнейшим из поселков был погост Орехово. В писцовой книге князя Василия Петровича Кропоткина значится: “Погост на Орехове на реке Клязьме, а на погосте церковь деревянна великого чудотворца Николая... церковная деревня старая на суходоле, а в ней при дворе поп Иван Прохоров, бобыль Степашко, бобылица вдова Матрена, питаются от церкви”.
Вероятно, полным названием погоста было Никольский на Орехове. Местная легенда дает древнее по своим истокам толкование. Согласно этому преданию, центральная святыня храма - икона Николая-чудотворца - была найдена (“обретена”) чудесным образом на ореховом кусте.
После постройки новой церкви в 1697 г. главный престол в ней был освящен в честь Рождества Богородицы, а позднее - в 1862 г. - сама церковь была перенесена. Однако одна из частей прежнего названия церкви и селения - Никольское, оторвавшись от погоста, закрепилась за Никольской мануфактурой и фабричным поселком. Сюда, на пустошь Плес, перенес производство из Зуева выкупившийся в 1820 г. у своего помещика фабрикант Савва Морозов, впоследствии очень известный в России.
Существует мнение, что название селения Зуево происходит от слова зуй, зуек - небольшой кулик. Однако реальнее связать название с фамилией владельца (местный род Зуевых широко известен уже в XVII в.) В документах Зуево встречается в 1789 г., когда оно находилось во владении В.А. Всеволожского.
КИРЖАЧ.
Левый приток Клязьмы река Киржач является в этих местах границей между Московской и Владимирской областью. Проезжая по трассе М7 из Москвы во Владимир, мы пересекаем мост через руку Киржач. За мостом начинается небольшой "придорожный" населенный пункт, известный рестораном "Сказка", расположенном фактически на середине пути между Москвой и Владимиром. Здесь обычно делают остановку туристические автобусы. На выезде из города расположено кафе с убедительным названием "Сытый папа", которое очень любят дальнобойщики.
Собственно, старый город Киржач мы не проезжаем, поскольку он стоит несколько в стороне от “Золотого кольца” на старой дороге из Покрова на Переславль-Залесский. О первом поселении на месте нынешнего города (сельце на Киржаче) упомянуто в известном завещании Ивана Калиты первой трети XIV в., согласно которому оно должно было перейти Александро-Свирскому монастырю. Однако вероятнее, что поселение в этом месте возникло лишь после основания в середине XIV в. (по легенде об основании монастыря Сергием Радонежским в 1358 г.) Благовещенского монастыря. В 1778 г. при образовании Владимирского наместничества село Киржач было объединено с селом Селиванова Гора (известным по грамоте 1439 г.) в уездный город Киржач.
Гидроним “Киржач” предположительно связывают с поволжской ветвью финно-угорских языков со значением “левый” (левый приток Клязьмы).
Как уже упоминалось, в 1358 г. среди непроходимых лесов был основан Благовещенский мужской монастырь, вокруг которого выросли подмонастырские слободы монастырских слуг и работников, и позднее возникло село Селиванова Гора.
В 1764 г. монастырь был упразднен. Из его подмонастырских слободок образовалось “казенное село Киржач”. В 1778 г. при образовании Владимирского наместничества , села Киржач и Селиванова Гора сливаются и образуют город Киржач.
В конце XVIII в. здесь зарождается текстильная промышленность, преимущественно шелковая.
Основание Благовещенского монастыря приписывают Сергию Радонежскому. Монастырь вскоре приобрел широкую известность и пользовался большими привилегиями и материальной поддержкой князей и царей московских. В период наибольшего экономического расцвета в XV-XVII в.в., монастырь ведет крупное строительство. После упразднения в 1764 г. монастыря до нас дошли его древние постройки: Благовещенский собор и церковь Спаса, сильно искаженные ремонтами и переделками XIX в., они все же сохранили свои основные архитектурные формы и конструкции и представляют художественную ценность.
Дата построения Благовещенского собора предположительно конец XV - начало XVI в. Собор стоит в северной части города, на высоком крутом берегу р.Киржач. Здание собора кубической формы, одноглавое, четырехстолпное, поставлено на подклете; завершение храма позакомарное. Арки, несущие барабан главы, ступенчато повышены, благодаря этому глава поднята кверху, а в ее основании сделан украшенный кокошниками восьмерик. Снаружи храм имеет галерею-гульбище, окружающую храм с трех сторон.
Отмеченные архитектурные и конструктивные особенности храма сближают его с рядом других построек конца XV - начала XVI в. во Владимирском крае: соборами Покровского монастыря в Суздале и Княгинина монастыря во Владимире.
Церковь Спаса построена в 1656 г. на средства боярина Ивана Милославского “над родителями своими”, что нашло отражение в строгом архитектурном облике здания.
Простой и четкий четверик храма поставлен на подклете и вместо традиционных глав завершен шатровой колокольней. Таким образом, Спасская церковь является “церковью под колоколы”, редко встречающимся и весьма интересным типом церквей-колоколен.
Верх четверика церкви, перекрытый позднее железной кровлей, вначале был плоским, покрыт плитами и огражден белокаменным парапетом, т.е. был открытой галереей. На углах западной части храма возвышались две башни: северо-западная для часов и юго-западная прикрывала выход из внутристенной лестницы на верхнюю площадку и к звону. Храм примыкает к апсидам Благовещенской церкви.
С запада и севера церковь обстроена открытой галереей-гульбищем, поставленной на арках подклета. Галерея северной стороной сообщается с галереей Благовещенской церкви. Такой принцип соединения двух церквей одной общей площадкой-гульбищем является редким в древне-русской архитектуре. Здесь он осуществлен с большим художественным чутьем.
ПОКРОВ. Город Покров находится на большой Московско-Владимирской дороге, что и обусловило его развитие как торгового, перевалочного пункта. Радищев, Багратион, Пушкин, Герцен останавливались в его постоялых дворах. Городом этот населенный пункт стал еще в 1778 г. в ходе реформы по упорядочению административного деления и управления. В XVII в. на месте Покрова существовала Антониева пустынь, которая в писцовых Переславских книгах 1628-1631 г.г. именовалась Покровским монастырем по центральному храму - церкви Покрова Богородицы. Около пустыни возникла подмонастырская слобода, упоминаемая уже в 1684 г. Словом пустынь в русском языке называлась лачуга отшельника, одинокого богомольца, а также небольшой монастырь в безлюдной местности. В конце XVII в. монастырь был упразднен, церковь превращена в приходскую, а поселок начал именоваться “патриаршим Покровским селом” или селом Покров.
Герб города Покрова утвержден в 1781 г. В начале XX века маленький город Покров насчитывал не более 4’000 жителей. (К середине ХХ века - 3’000). Город в основном одноэтажный. По-прежнему его украшают его лишь здания древних построек: административные, екатерининских времен, бывшее Земство, Казначейство, две гимназии, больница и церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1778 г.)
Величественный Троицкий собор и кладбище, где были захоронены герои Бородина, варварски были разрушены при советской власти.
Свято-Введенская островная Пустынь. Недалеко от Покрова, буквально в 4...5 километрах несколько в стороне от трассы М7, посреди круглого озера в обрамлении лесов на острове уютно расположилась Свято-Введенская островная Пустынь. Если ехать из Владимира по направлению к Москве, не доезжая Покрова по правой стороне хорошо виден большой рекламный щит и указатель "Свято-Введенская островная Пустынь". Можно свернуть на небольшую асфальтированную дорогу и проехав не более 4...5 км посетить это интересное место.
Дорога приведет к небольшой площадке-стоянке для автомобилей. Далее нужно пройти пешком по длинному мосту до острова. На дальнем конце моста установлены несколько стендов, на которых размещена краткая историческая справка с иллюстрациями, рассказывающая об истории возникновения этой обители. Рядом расположено небольшое уютное кафе. Остров небольшой, на ознакомление с ним у вас не уйдет много времени. Одновременно вы сможете полюбоваться красотой озера с отражающимися в нем кронами прибрежных деревьев.
ПЕТУШКИ - районный центр Владимирской области, статус города имеет с 1965 г., расположен на левобережье реки Клязьмы. Существует железнодорожная станция Петушки, а также населенный пункт Старые Петушки, расположенный непосредственно на Горьковской автомагистрали.
В русских говорах известно немало названий растений, образованных от слова петух, петушиный (это связано с наблюдательностью наших предков, богатством языка народа, метафоричностью мышления): петуший гребень, петушник, петушьи головки, петушья ягода и пр. Есть растение, название которого полностью совпадает с наименованием города.
Существуют разные версии о происхождении названия города: от местных игрушек-свистулек изготовленных в виде петушков, от грибов-лисичек, называемых во Владимирской области "петушки", по старинному обычаю закладывать отрубленную голову петуха в угол при строительстве дома; от искрогасителей на печных трубах (дымников) в форме петуха, которые ещё сохранились в некоторых старых домах; и, наконец, наиболее популярная версия о местных разбойниках, обитавших в непроходимых лесах вдоль Владимирской дороги. Разбойники, естественно, занимались грабежами, нападая на проезжающих купцов. И сигналом к нападению служил, якобы, тот самый петушиный крик...
Покровский уезд был образован 1 сентября 1778 года. Нынешний Петушинский район занимает заметную часть той территории, которая в свое время была территорией Покровского уезда. Любопытно, что родился Петушинский район в том же 1929 году, когда была упразднена Владимирская губерния.
В сентябре был ликвидирован и Петушинский район. Его территория в составе 14 сельских советов вошла в Собинский сельский район, а рабочие поселки Костерево, Городищи, Новые Петушки и г. Покров перешли в подчинение Собинскому городскому Совету.
В марте 1964 года центр Собинского сельского округа был перенесен в Новые Петушки, а сам район был переименован в Петушинский сельский район. Наконец, в ноябре 1965 года рабочий поселок Новые Петушки был преобразован в город Петушки.
На территории Петушинского района находятся 35 памятников археологии, 97 - градостроительства и архитектуры, 32 памятника истории.
Наиболее ранние памятники архитектуры относятся к XVIII веку, когда Подмосковье активно застраивалось дворянскими усадьбами. Это усадьба графа Р.И. Воронцова в с. Андреевское, усадьба Карповых в Сушневе, усадьба Сабашниковых в Костине. Культовое зодчество представлено постройками XVII-XVIII веков - Успенская церковь в с. Караваево, церковь Иерусалимской иконы Божией Матери, уникальная по типу Воскресенская церковь в д. Рощино и др.
Город Петушки удачно расположен на стыке трех магистралей: железной дороги горьковского направления, шоссе М7 Москва-Казань и старинного водного пути по Клязьме-реке.
18 июля 1910 года была торжественно освящена построенная в стиле модерн на средства местного фабриканта И.П. Кузнецова действующая и сейчас Свято-Успенская церковь. Это событие и дало бывшей деревне Петушки статус села. С 1915 года работает построенный промышленником Генушкевичем завод силикатного кирпича. В городе Петушки два действующих музея: краеведческий, открывшийся в 1980 году, и колоритный, возможно единственный в стране музей Петуха, основанный Николаем Корниловым.
ЛИПНА, ПЕКША. В поисках на Клязьме речных названий мордовского типа обнаружена интересная пара - рядом с рекой Липней течет и впадает в Клязьму река Пекша, на которой расположен Городок. Так вот, Пекша и Липня упоминаются в писцовых книгах XVI в., а река Пекша - еще и в духовной грамоте великого князя Дмитрия Ивановича Донского, датируемой 1389 г.; при этом Пекша оказывается, с точки зрения названия, “тезкой” реки Липни поскольку эрзянское слово пекша означает “липа”!
УНДОЛ (название очень древнее и расшифровке пока не поддается) стал ныне составной частью рабочего города Лакинска. Первое упоминание о нем относится к началу XVII в. Упоминалось село Ундол в грамоте (“отписке”) ярославцев от 1611 года о немедленной присылке ратных людей на помощь Москве. Главное же то, что село Ундол тесно связано с жизнью выдающегося русского полководца Александра Васильевича Суворова.
А.В.Суворов получил Ундол в наследство в 1775 г., после смерти отца. Приехал он в Ундол в чине генерал-поручика, командуя Владимирской дивизией. В своем имении Суворов отдыхал до мая 1785 г., затем отправился в Суздаль, в с. Кистыш, также родовую вотчину, и пробыл в нем до сентября, после чего возвратился в Ундол, где прожил целый год. По сохранившемуся преданию, собственноручно сажал в парке деревья, частично сохранившиеся до наших дней. Он очень любил ундольскую вотчину. Предание повествует о том, что полководец завел в селе такой порядок: если в крестьянской семье рождался мальчик, то отцу от барина в подарок полагалась шапка, а матери - полушалок за то, что родила пахаря и солдата.
Полководец содержал в Ундоле актеров, певцов и музыкантов, поскольку считал, что “театральное нужно для упражнения и невинного веселья”. От усадьбы А.В. Суворова, к сожалению, не осталось и следа. Однако сохранилась часть старинного парка с двухсотлетними липами. Местные жители до сих пор называют этот парк Суворовским.
В с. Ундол расположена Казанская церковь, основанная в 1693 г. В Ундольской церкви хранились орденские звезды, пожертвованные Суворовым, которые впоследствии бесследно исчезли.
За последние годы Ундол разросся, перешагнул речку Ундолку, за которой вырос город Лакинск, названный в честь погибшего от рук черносотенцев революционера М.И. Лакина.
ЛАКИНСК. Собственно говоря, городом он стал относительно недавно - в 1969 г. До этого времени населенный пункт Лакинск именовался по-иному: поселок им. М.И.Лакина.
Такое же имя носила и прядильно-ткацкая фабрика, вокруг которой, собственно, и вырос этот город. До революции на этом месте стояла небольшая ткацкая фабрика купца Бажанова, перевезенная из населенного пункта Ставрово, расположенного ближе к Владимиру.
В ноябре 1905 г. в Ундол нелегально приехал для установления связи с рабочими района пламенный агитатор, рабочий-революционер Михаил Игнатьевич Лакин, где и был убит врагами революции.
Сейчас Лакинск известен своим молочным и пивным заводами, чья продукция отличается хорошим качеством и пользуется устойчивым спросом. Около ворот молочного завода, в 10 метрах от трассы есть маленький магазинчик, где можно приобрести "образцы продукции" лакинского молокозавода.
ВОРША. Небольшой, но уютный населенный пункт, совсем неподалеку от Владимира. Привлекает внимание большой Свято-Троицкий храм, который хорошо виден поверх крыш невысоких домов прямо с Горьковского шоссе. (Трасса М7 Москва-Нижний Новгород, 145км). Церковь находится в центре села недалеко от трассы, и потому хорошо видна с трассы благодаря своим внушительным размерам.
До постройки в XVIII в. в этом населенном пункте церквей, деревня была "государевой дворцовой". Тогда она носила название Починки. Впоследствии деревня перешла в собственность к Владимирскому Рождественскому монастырю. Жители деревни и окрестностных поселений в те далекие годы добывали бобровые шкурки.
Существующая действующая каменная Троицкая церковь построена в 1832 году взамен деревянных Дмитриевской (1714) и Троицкой теплой (1755). В честь них в большом каменном храме имеются приделы, третий придел св. блгв. кн. Александра Невского. Его существование обосновано существенным вкладом архимандрита Рождественского монастыря Благолепы, который по преданию пожаловал в старую деревянную церковь иконостас и икону св.блгв.кн. Александра Невского. Эта икона почиталась чудотворной.
Колокольня достроена в 1839 году вместе с оградой. Современное состояние характеризуются удобным местоположением неподалёку от федеральной трассы. Просторная Троицкая церковь в Ворше снискала популярность у населения для устройства пышных венчаний, что особенно заметно в выходные летние погожие дни по кортежам из нарядных автомобилей.
ВЛАДИМИР. Древний Владимир, столица Владимиро-Суздальской Руси, имеет чрезвычайно богатую историю, большое количество сохранившихся памятников истории и архитектуры и требует отдельного подробного рассказа.
Не менее интересны окрестности Владимира. Фактически на окраине города расположено Боголюбово, откуда в сухое время года (в весеннее половодье все залито водой) пешком можно пройти к самому изящному храму нашей страны - церкви Покрова на Нерли.
В данном разделе мы рассматриваем город Владимир в рамках специфического интереса: как отправную точку для построения автомобильного маршрута. Вариантов может быть несколько. Из города можно делать радиальные маршруты (с возвращением обратно во Владимир).
Читать про город Владимир подробнее...
|