Город Владимир. 2013 г.
Город Владимир. Золотые Ворота (1164). Город Владимир. Успенский собор (1158-1160). Город Владимир. Димитриевский собор (1194-1197). Город Владимир. Троицкая старообрядческая церковь. Музей хрусталя. Город Владимир. Костел.

Главная / Карта сайта / Автомаршруты / Города / Страны / События / Усадьбы / Парки / Монастыри / Храмы / Музеи / Крепости / Хроно /

Вниз




Город Владимир.

      В город Владимир можно добраться разными способами. Из Москвы сюда регулярно отправляются электрички и проходящие поезда дальнего следования, рейсовые автобусы. Есть даже небольшой аэропорт! Но мы рассматриваем в первую очередь автомаршруты, причем стараемся трансформировать их в настоящее автопутешествие с остановками по пути и даже некими короткими радиальными маршрутами в сторону от трассы М7 (Горьковского шоссе) для осмотра интересных мест, достопримечательностей, памятников природы, истории и архитектуры.

      Доехав из Москвы на автомобиле до Владимира (а это в зависимости от загруженности трассы может занять до 3...4 часов), возникает законное желание немного отдохнуть после дороги, перекусить и выпить чашку кофе. Все это проще сделать в центре города, например в районе Торговых Рядов. Там же есть места, где можно оставить ваш автомобиль на парковке (платной или бесплатной) и отправиться в путешествие по городу Владимиру. Это гораздо интереснее сделать пешком.

      Перед тем, как начать свое знакомство с городом вам, скорее всего, захочется получить ответы на вопросы: что посмотреть в городе Владимире? Какие его самые интересные достопримечательности? Как получить краткую информацию об истории города и его достойных вашего посещения местах и памятниках? Ответам на эти вопросы и посвящена данная страница.



Город Владимир. Успенский собор (1158-1160) с колокольней (1810). ИСТОРИЯ ГОРОДА ВЛАДИМИРА.

      Древний Владимир, и по сей день богатый историческими памятниками и другими достопримечательностями, занимает высокое плато на левом берегу реки Клязьмы.

      Ограниченное с юга рекой, а с севера долиной реки Лыбеди, оно имеет форму вытянутого вдоль берега Клязьмы треугольника, обращенного острой вершиной на восток.

      На высоком юго-западном мысу городской горы около собора еще на рубеже нашей эры находился поселок, принадлежавший древнему местному финно-угорскому населению. Позднее, в X-XI в.в., здесь появляются славянские выходцы из земель смоленских кривичей и новгородских словен.

      Вековая привязанность древнейших поселенцев к этому высокому мысу (40-50 м над Клязьмой) определялась его надежной естественной защищенностью и неприступностью. Позднее сформировался торговый путь Клязьма - Ока - Волга.

Город Владимир. Успенский собор (1158-1160) с колокольней (1810). Спасская и Никольская церкви.       Богатая и многолюдная северо-восточная окраина Киевской державы рано привлекла внимание киевских князей, а в XI веке стала владением князя Всеволода Ярославича и его потомков.

      В ходе феодальных войн выяснилось решающее оборонительное значение высокого берегового хребта Клязьмы, смотревшего в сторону враждебных Рязанского и Муромского княжеств и прикрывавшего Суздальскую землю с юго-запада.

      Это и определило превращение мирного торгово-ремесленного поселка, лежавшего в высшей точке Клязьминской гряды, в могучую крепость, построенную здесь в 1108 г. сыном князя Всеволода Владимиром Мономахом. (По более поздним историческим исследованиям, г. Владимир основан в 925 г.)

      Наследник Мономаха Юрий Долгорукий, занятый борьбой за киевский престол, уделял мало внимания его северной вотчине. Только незадолго до смерти, поняв тщетность борьбы на юге, Юрий развернул большое строительство новых крепостей-городов в Суздальской земле, и в их числе Москвы.

Город Владимир.       Быстрый рост города определил его превращение в столицу Владимирского княжества. Ушедший с юга на север сын Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, перенес княжеский стол во Владимир, город ремесленников и торговцев, развернув бурное активное строительство и расширение города.

      На юго-западном высоком углу Среднего города был сооружен большой городской Успенский Собор (1158-1160 г.г.)

      Возводится пышный каменный дворец с придворным Димитриевским собором (1194-1197 г.г.)

      На юго-восточном углу Среднего города основывается княжеский Рождественский монастырь с его белокаменным собором (собор, к сожалению, не сохранился) (1192-1195г.г.).

      Монастырь, окруженный по периметру каменной стеной, образовывал как бы вторую внутреннюю крепость (в правление Всеволода III).

Город Владимир. Успенский собор Княгинина монастыря (1200-1202 г.г., перестроен в XVI веке). На фото: Успенский собор (1200-е г.г.) Княгинина монастыря. Фото сделано от Торговых Рядов.

      В северную часть Среднего города переводят беспокойный владимирский торг, где наследник Всеволода князь Константин строит в 1218 г. небольшую церковь Воздвижения (она, к сожалению, не сохранилась).

      Жена Всеволода III, княгиня Мария, основывает женский Успенский (Княгинин) монастырь с кирпичным собором (1200-1202 г.г.), занимающий северо-западный угол Нового города.

      Успенский собор Княгинина монастыря, построенный в 1200-х годах и затем перестроеный в XVI веке, и по сей день является ценным памятником архитектуры и одним из главных украшений города Владимира.

      Сам монастырь представляет собой родовую усыпальницу княгинь владимирского великокняжеского двора, отчего и получил в народе название Княгинин монастырь.



ОТ СРЕДНИХ ВЕКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ.

      В 1238 г. на Владимир обрушились полчища татар. После упорной осады город был взят, ограблен и сожжен. В князь Василий I присылает во Владимир Андрея Рублева для возобновления росписи Успенского собора. Через два года город испытывает разорение от налета орды царевича Талыча.

Город Владимир.       Позднее, в 1469 г. московский строитель В.Д. Ермолин реставрирует пострадавшие и обветшавшие постройки города - Золотые ворота.

      Надо отметить, что в свое время в городе было пять проездных ворот: Золотые, Серебряные, Медные, Иринины и Волжские. Одновременно реставрируется и церковь Воздвижения "на торгу".

      Укрепления Владимира больше не восстанавливались в прежних размерах. Укрепления западной и восточной трети города постепенно разрушаются и стираются.

      В ту же пору, на рубеже XV-XVI в.в. московские мастера перестраивают собор Успенского (Княгинина) монастыря.

      С этой поры Владимир становится рядовым городом Московского государства, городом великих воспоминаний и чтимых святынь.

      Однако, утратив свой статус, он сохранил большое количество бесценных памятников истории, архитектуры и других достопримечательностей, поэтому и сейчас остается городом, в котором есть что посмотреть.

Город Владимир. Центральная площадь.       В XVIII в. древние памятники города понесли значительный ущерб: была сломана деревянная крепость и начался стихийный снос валов.

      Погоревшие в пожар 1778 г. белокаменные храмы Спаса и Георгия были разобраны и заменены новыми, был перестроен верх Золотых ворот.

      В 1796 году учреждается Владимирская губерния с ее центром городом Владимиром.

      Между Успенским и Димитриевским собором был выстроен огромный корпус Присутственных мест (1785 г.).

      Сейчас все уже привыкли, но тем не менее очень многие считают, что "казарменный" массив этого здания нарушил древнюю красоту южного "фасада" города.

      (В настоящее время часть этого здания, наряду с налоговой инспекцией, занимают экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника).

Город Владимир. Мост через Клязьму и железная дорога. На фото: Мост через Клязьму. Фото сделано с обзорной площадки около Успенского собора с высоты около 70 метров.

      Восточной край центральной площади занял губернаторский дом (1808 г.). Северный край площади образовали два здания в формах русского классицизма: угловое - Дворянское собрание (1826г.) (ныне - Гарнизонный Дом Офицеров), и смежный с ним дом мужской гимназии и "благородного пансиона", перестроеный из дома купца Петровского (1840 г.).

      Основной вертикалью городского ансамбля стала новая соборная колокольня Успенского собора, сооруженная в 1810 г. вместо разбитой молнией старой шатровой.

      С северной стороны Большой улицы целый квартал заняла аркада торговых рядов (1787-1780 г.г.). Наконец, Золотые ворота, стоящие на оси улицы, получили круглые угловые башни.

      В 1861 г. у подножия города прошла Московско-Нижегородская железная дорога, обезобразившая южную панораму города.



Город Владимир. Золотые ворота. ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА. 1164 г.

      Золотые ворота (1164 г.) с надвратной церковью Положения риз Богородицы были сооружены Андреем Боголюбским около 1164 г., когда было завершено строительство грандиозной линии валов Нового города. К воротам примыкали земляные валы высотой около 9 м и шириной основания 24 м. Снаружи их прикрывал ров глубиной 8 м и шириной 22 м. Остатки вала сохранились к югу от Золотых ворот (Козлов вал).

      Расположенные на важнейшем участке городских валов, они являлись центральным узлом обороны Владимира и, вместе с тем, служили торжественным въездом в княжескую столицу. Этой ролью главных парадных ворот города, построенных в подражание Золотым воротам Киева, с красотой и значением которого конкурировала северная столица Андрея Боголюбского, и надо объяснять название “Золотые”.

На фото: Золотые ворота (1164 г.), являющиеся визитной карточкой города Владимира и одной из главных его достопримечательностей. Слева расположена Троицкая старообрядческая церковь. Фото сделано с Козлова вала (фрагмент оборонительного сооружения).

      В первоначальном своем виде Золотые ворота представляли собой белокаменный куб, в котором в направлении с запада на восток устроен проезд, перекрытый сводом и арками; вверху была поставлена небольшая надвратная церковь и устроена вокруг церкви боевая площадка, огражденная зубцами бруствера. В южном пилоне сохранилась древняя каменная лестница, по которой попадали как на верхнюю боевую площадку и в храм, так и на нижнюю боевую площадку, размещенную в проезде, над створами ворот. С севера и юга к воротам примыкали земляные валы.

      В 1238 г. при осаде города полчищами Батыя, на Золотые ворота были направлены главные силы врага, но пробиться ему удалось в стороне от ворот через вал.

      Из летописи известно, что при открытии (освящении) Золотых ворот, из стен вырвало крепление, и воротные полотнища упали, задавив около 20 человек, поскольку известь была еще сырая и “не схватилась”.

Город Владимир. Золотые Ворота (1164 г.).       В 1469 г. московский зодчий В. Д. Ермолин проводил “обновление” каменной церкви на Золотых воротах. События смутного времени начала XVII в. вовлекли Владимир в сферу военных действий. Золотые ворота были частично разрушены и починка их была выполнена в период 1687-1695 г.г. Наиболее сильный урон Золотые ворота понесли в Екатерининскую эпоху. В связи с перепланировкой Владимира в конце XVIII в., примыкавшие к Золотым воротам крепостные валы были прорыты для создания объезда вокруг ворот, что сильно отразилось на их конструктивной устойчивости.

      Проектом архитектора Чистякова (1795 г.) было предложено: “церковь над вратами и те своды с перемычками, на коих она основание имеет, поелику ветхи - разобрать”, а потом “соорудить в знак достопамятности, по прежнему ее расположению”. Эти работы и были осуществлены. На новом своде была поставлена церковь (1810 г.), измененного по сравнению с проектом характера; по углам ворот были поставлены круглые башни, между которыми построены: с юга помещение для новой лестницы в церковь, а с севера - жилые помещения. В таком виде Золотые ворота дошли до нас, сохранив от XII в. белокаменные стены ворот и арочную перемычку в проезде. Проезд ворот, покрытый настилом бревенчатой мостовой, ныне скрыт под существующим уровнем проезда на глубине около 1,5 м; это свидетельствует о том, что Золотые ворота как бы “вросли в землю” за счет поздних подсыпок вокруг них. На белокаменной кладке Золотых ворот сохранились вырезанные знаки владимирских мастеров.

      Владимирские Золотые ворота - единственный, дошедший до нас драгоценный, хотя и не полностью сохранившийся памятник русской военной архитектуры XII в.



Город Владимир. Успенский собор (1158-1160 г.г.). УСПЕНСКИЙ СОБОР. 1158-1189 г.г.

      8 апреля 1158 г. владимирский князь Андрей Юрьевич приказал заложить Успенский собор. Он внушал мастерам-строителям, что храм будет первопрестольным и кафедральным для всей Руси, а потому должен затмить своей красотой все доселе построенные соборы. Так во владимирском кремле, на крутом берегу Клязьмы был возведен белокаменный Успенский собор, по своим размерам выше Софийских соборов Киева и Новгорода.

      “Отовсюду зримый”, как писали о нем летописи, храм поражал всех своим величием и красотой. Стены, своды и пилоны внутри покрывала фресковая роспись. Пол устилали разноцветные майоликовые плитки. Здесь собирались и хранились летописи, лучшие произведения того времени, находилась богатая библиотека рукописных книг.

      На фото: Успенский собор (1158-1189 г.г.) с колокольней (1810 г.). Это бесспорно, величайшее сооружение, ценнейший памятник истории, архитектуры, главная достопримечательность города Владимира. В нем частично сохранились фрески, выполненные Андреем Рублевым. Справа здание Присутственных мест - Палаты. (1785 г.).

Город Владимир. Успенский собор (1158-1160 г.г.).       В течение XII-XIV в.в. храм действительно был для всей Руси первопрестольным. Именно здесь происходило венчание русских князей на великое княжение. До наших дней сохранились в соборе образцы искусства лучших художников разных времен: безымянных изографов середины XII столетия, гениального Андрея Рублева, мастеров XVII-XVIII в.в. В некрополе собора похоронены великие владимирские князья: Андрей Боголюбский, его брат Всеволод Большое Гнездо, сын Всеволода Юрий, а также древнерусские писатели - епископ Симон и Серапион Владимирский.

      На площади перед Успенским собором владимирцы решали важнейшие вопросы жизни города. Здесь же, на площади, перед стенами собора, в 1238 г. произошла последняя схватка защитников города и татаро-монгольских завоевателей. Мирные жители - старики, женщины и дети укрылись за каменными стенами храма. Попытки врагов ворваться в собор не увенчались успехом. Тогда они обложили его сухим хворостом и подожгли. Находившиеся внутри собора люди погибли от огня и дыма.



Город Владимир. Димитриевский собор (1193-1197 г.г.). ДИМИТРИЕВСКИЙ СОБОР. 1193 - 1197 г.г.

      Димитриевский собор (1193-1197 г.г.) был построен неподалеку от Успенского собора в 1193-1197 годах. Он возводился по указанию великого владимирского князя Всеволода III (Большое Гнездо) как дворцовая церковь.

      Строение представляет собой четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый храм, типичный для владимиро-суздальской архитектуры XII в.

      Подчеркнутой монументальностью храм созвучен своей эпохе: правление Всеволода III является периодом наивысшего расцвета и могущества Владимиро-Суздальского княжества.

      Белокаменный собор пленяет ясностью форм. Сказочно богата резьба по камню, выполненная русскими мастерами.

      Часами можно рассматривать пышный орнамент порталов, изваяния львов, кентавров, барсов, фантастических птиц и растений. Чрезвычайно эффектно смотрится объемный аркатурный пояс Димитриевского собора.

      Димитриевский собор - безусловный шедевр зодчества древней Руси и одна из главных достопримечательностей города Владимира. Так что посмотреть его нужно обязательно...



Город Владимир. Димитриевский собор (1193-1197 г.г.). Присутственные места (Палаты) 1785 г. ПРИСУТСТВЕННЫЕ МЕСТА. 1785 г.

      Между Успенским и Димитриевским соборами расположено длинное здание бывших губернских Присутственных мест, или, как его еще называют, Палаты.

      Это одно из самых больших и старинных административных зданий в самом центре города.

      Торжественная закладка палат произошла в четверг, 28 августа 1780 года.

      Автором проекта был известный русский архитектор второй половины XVIII в. Карл Иванович Бланк.

      Присутственные места были построены в 1785 году. Здесь разместились учреждения административно-управленческого аппарата.

      Ныне здесь располагаются экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника.



Город Владимир. Стены и башни Рождественского монастыря. Осн. 1191 г. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. 1191 г.

      Богородице-Рождественский монастырь был основан князем Всеволодом III в 1191 г. Через семьдесят два года здесь похоронили великого князя владимирского Александра Невского.

      В 1723 г. по указу Петра I гробница с его останками была перевезена в Петербург в Александро-Невскую лавру. На стене бывшего Рождественского монастыря находится мемориальная доска: “Здесь 23 ноября 1263 г. был похоронен Александр Невский”.

      В 1252 г., после смерти отца, Александр Ярославович (Невский) стал великим князем Владимирским. А впервые он приехал во Владимир в 1238 г. еще молодым юношей.

      Через несколько лет его имя стало известно даже за пределами Руси.

      Под его предводительством русские воины одержали победу над шведами в 1240 г. и над немецкими рыцарями в 1242 г. Были среди его ратников и владимирцы.

Город Владимир. На территории Рождественского монастыря. Осн. 1191 г.       Умея воевать, Александр Невский все же предпочитал мир, и хотел дать русским людям передышку, чтобы окрепнуть.

      Вот почему в 1262 г. он поехал в ставку хана Берке, чтобы уговорить его не посылать на Русь карательную экспедицию.

      Хан тогда очень гневался: против его ставленников поднялись восстания во Владимире, Суздале, Ярославле, Ростове.

      Князю Александру Ярославовичу удалось тогда уговорить хана. В 1263 г. он вез во Владимир из орды мир.

      Но на обратном пути в г. Городец на Волге 14 ноября 1263 г. он умер (по всей вероятности, был отравлен).

      До середины XVI в. Рождественский монастырь числился первым по рангу среди всех русских монастырей. С середины XIII в. и до 1323 г. он являлся резиденцией русских митрополитов.

Город Владимир. Рождественский монастырь. Здание архиерейского дома.       Вокруг территории монастыря в конце XVIII в. начали возводить каменную ограду протяженностью свыше километра. Южная и восточная ограды были построены на месте древних валов XII в. (эпохи Владимира Мономаха).

      За монастырской стеной на северной стороне ансамбля нах. Христорождественская церковь XVII в. В 1864-1866 г.г. она была перестроена по проекту архитектора Н. Артлебена. Ее архитектура испытала на себе влияние позднего барокко.

      Сохранились в измененном виде примыкающие к этой церкви с востока святые врата нач. XVII в.

      Дошли до наших дней казенные кельи (XVIII в.), здание духовной семинарии (1750 г.), двухэтажные архиерейские палаты с каменными флигелями по сторонам (XVIII в.), решенные в сдержанных формах барокко, братские кельи XVII в. и ограда нач. XVII в. с двумя воротами и башнями.

      В 1722 г. по указу Петра I в Рождественском монастыре открыли первую цифирную школу.

Город Владимир. Новый собор Рождества Богородицы на территории Рождественского монастыря.       В 1829 г. во Владимире было учреждено братство великого князя Александра Невского. При братстве имелось Древлехранилище, размещенное в Рождественском монастыре. Это было богатое собрание древних икон, облачений, утвари, старинных книг, грамот, указов, поступивших затем в исторический музей при его открытии в 1906 г. и составившее его основной фонд.

      Первым по времени сооружением монастыря был Рождественский собор (1192-1195 г.г.), который до наших дней не сохранился. В нем и был погребен Александр Невский.

      Искаженное многочисленными переделками здание собора существовало еще в первой половине XIX в. По своим формам и пропорциям оно было близко к Димитриевскому собору, но не имело резного убранства и украшений. Сейчас в монастыре ведутся раскопки, есть проект о восстановлении храма. В настоящее время на территории Рождественского монастыря находится резиденция Владимиро-Суздальского архиерея.

      Владимирский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь принадлежит Владимиро-Суздальской епархии. До момента основания Троице-Сергиевой обители владимирский Рождественский монастырь представлял собой главный центр монашеской жизни в Северо-Восточной Руси. Из этого монастыря происходит известная Лаврентьевская летопись.



Город Владимир. Церковь Успения Богородицы. 1649 г. ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ. 1649 г.

      Во дворе бывшей семинарии стоит замечательный архитектурный памятник XVII в. - Богородицкая церковь (церковь Успения Богородицы) (1649 г.), входившая в состав монастыря, упраздненного в 1725 г.

      Она была построена на месте деревянной церкви в 1644-1649 годах на средства богатых владимирских купцов Сомовых.

      Церковь прямоугольная в плане, бесстолпная, трехапсидная, пятиглавая. С западной и северной стороны церковь окружают крытые галереи.

      На южной и северной стороне находятся открытые крыльца, с западной стороны к двускатной трапезной примыкает шатровая колокольня.

      На фото: Церковь Успения Богородицы (Богородицкая церковь) (1649 г.) с шатровой колокольней (1649 г.).

      Многоярусный пятиглавый храм с шатровой колокольней выглядит очень изящно.

      В его убранстве отразились народные традиции в архитектуре, традиционные узоры, нарядность. Интерьер храма просторен и светел.

      (В момент нашего посещения храм был передан старообрядцам и доступ к нему весьма затруднен).



Город Владимир. Церковь Спаса. Конец XVIII века. ЦЕРКОВЬ СПАСА. Кон. XVIII в.

      Церковь Спаса (кон. XVIII в.) Церковь Спаса и Николы. В 1164 г. владимирский князь Андрей Боголюбский при парадном въезде в город, недалеко от главных Золотых ворот, основал княжеский двор.

      Андрей приказал мастеровым людям построить на своем дворе белокаменную церковь Спаса. По своей архитектуре она напоминала храм Покрова на Нерли, который и поныне стоит под Боголюбовым и считается шедевром архитектуры XII в. А вот белокаменная церковь Спаса во Владимире не сохранилась. Она сгорела при пожаре 1778 г.

      До 1764 года эта церковь считалась главной в существующем здесь Спасском Златовратском монастыре. Улицу, которая вела к ней, также назвали Спасской. И поныне стоит на ней Спасская церковь (холодная), построенная в конце XVIII в.

      Она является памятником архитектуры и сложена из кирпича на старом фундаменте с частичным использованием древнего белого камня в нижних частях стен.

      Строители хотели повторить ее древний облик и в то же время отдали дань своему времени. В архитектуре храма видны черты барокко.



Город Владимир. Никольская церковь. Вторая половина XVII века. НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Кон. XVII в.

      К югу от этой церкви совсем рядом стоит более интересная маленькая нарядная Никольская церковь (теплая). Она построена во второй половине XVII века, как можно приблизительно датировать по характеру ее кладки, в традициях архитектурного узорочья неизвестным одаренным зодчим.

      Это небольшой бесстолпный кубический храм, квадратный в плане, с одной большой апсидой и небольшой луковичной формы главой. С западной стороны к нему примыкает трапезная, с северной позднее пристроена четырехгранная, увенчанная шпилем башнеобразная колокольня. В XIX веке окна церкви были расширены.

      Древнюю форму сохранило только одно северное окно, богато обработанное с применением сложных профилей лекального кирпича.

      На фото: Никольская церковь (вторая половина XVIIв.) (слева) с более поздней башнеобразной колокольней (справа). Археолог Людмила Афанасьевна Михайлова работала на территории Спасо-Никольской церкви над археологическими находками.



Город Владимир. Николо-Кремлевсская церковь. 1763 г. НИКОЛО-КРЕМЛЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ. 1761 г.

      Николо-Кремлевская церковь (Церковь Николая Чудотворца, 1761 г.) с высокой колокольней расположена в центре города рядом с памятником Александру Невскому, открытому в 1963 году.

      Церковь эта была возведена, как часто бывает, в 1761 году на месте более древнего деревянного храма. В настоящее время церковь не действующая, поскольку в здании церкви с 1962 года работает Планетарий города Владимира.

      Высокий храм, построенный в стиле "барокко" состоит из основного объема, трапезной, к которой примыкает высокая четырехэтажная колокольня, и двух приделов - с северной и южной сторон. Является типичным образцом бесстолпного посадского храма.



Город Владимир. Георгиевская церковь (1784 г.). Фото 1999 г. ГЕОРГИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ. 1784 г.

      Храм Святого Великомученника Георгия Победоносца основан в 1129 году Великим князем Юрием Долгоруким в честь своего Ангела, на княжеском дворе. В 1152 г. он приказал возвести на своем княжеском дворе белокаменную церковь Георгия.

      По имени церкви и улицу, на которой она находилась, стали называть Георгиевской. Завершение строительства белокаменного храма пришлось на 1157 год во времена княжения святого благоверного Великого князя Андрея Боголюбского.

      С древних времен и по середину XVIII века при Георгиевском храме существовал женский "Егорьевский" монастырь.

      Во время большого пожара 1778 года белокаменный храм XII в. сильно пострадал. Дубовые связи внутри храма сгорели и своды начали разрушаться. Поэтому в 1783-1784 годах храм был перестроен из того же белого камня на прежнем фундаменте другим рисунком с небольшим добавлением нового материала.

Город Владимир. Георгиевская церковь (1784 г.). Фото 1999 г.       В непростые для РПЦ годы правления Советской власти храм был закрыт в начале 1930-х годов. Церковь использовалась на хозяйственные нужды советских учреждений.

      Наконец 6 мая 2006 года храм был передан Владимирской Епархии Русской Православной Церкви.

      Здание Георгиевской церкви исполнено в стиле провинциального барокко. Это редкий для Владимира образец церковной постройки второй половины XVIII столетия.

      Основной объем представляет из себя почти равносторонний двухсветный четверик, завершенный двумя восьмериками.

      Венчается храм луковичной главой на цилиндрическом барабане. С востока к четверику примыкает маленькая одночастная апсида, перекрытая конхой, а с запада - небольшая трапезная и шатровая колокольня.

Город Владимир. Георгиевская церковь (1784 г.). Фото 1999 г.       Стены и своды храма были расписаны в первой половине XIX в. одаренным мастером, владеющим приемами эпохи классицизма.

      В 1847 г. к храму с юга пристроили придел в честь князя Владимира. Образовалась живописная композиция, которая удачно вписалась в древнюю архитектурную вертикаль Владимира и хорошо смотрится со стороны Клязьмы.

      Во внутреннем дворике совсем рядом с Георгиевской церковью находится небольшой выставочный зал.

      Здесь можно посмотреть уникальные вещи ручной работы, выполненные в самой различной технике.

      Там же вы сможете приобрести некоторые понравившиеся произведения, а также другие сувениры земли Владимирской.



Город Владимир. Аптека. XVIII век. АПТЕКА. XVIII век.

      Почти напротив Георгиевской церкви стоит двухэтажный полукаменный дом необычной формы под железной кровлей. Он был построен в конце XVIII в. и считался флигелем при большом губернаторском доме.

      В 1805 г. 15 сентября на первом этаже флигеля была открыта первая во Владимирском крае государственная аптека. В настоящее время аптеки в этом здании уже нет. Внутри, практически сразу за входной дверью, находится интересная винтовая лестница, ведущая на второй этаж.

      Необычно то, что балясины этой старинной лестницы сделаны из меди, потемневшей от времени.

      Внутри находится небольшой антикварный магазинчик, где продаются старые картины, монеты и бумажные купюры, а также другие предметы старины. По соседсту небольшой букинистический книжный магазинчик.

      Нужно сказать, что здание аптеки, благодаря необычной архитектуре и почтенному возрасту смело можно назвать достопримечательностью старого Владимира.

Город Владимир. Аптека. XVIII век.       Вплотную к ограде Георгиевской церкви и напротив старой аптеки находится невеселое здание XIX века.

      Это здание - бывшая пересыльная Владимирская тюрьма, называемая еще по-старинке "тюремный замок".

      Эта улочка, на которой расколожены аптека и здание бывшей тюрьмы, носит название Георгиевская по имени церкви, на ней до сих пор стоящей.

      Георгиевская улица, расположенная в самом центре города напротив Торговых Рядов, сохранила свой особый колорит.

      Именно поэтому здесь снимались замечательные кинофильмы "Женитьба Бальзаминова" с Георгием Вициным и "Полеты во сне и наяву" с Олегом Янковским.



Город Владимир. Троицкая церковь (1740 г.). Фото 1999 г. ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ. 1740 г.

      На Музейной улице в центре города стоит небольшая Троицкая церковь (1740 г.), которую можно отнести к лучшим памятникам архитектуры XVIII в. Время первоначального основания здесь Троицкого храма точно неизвестно, но известно, что в начале XVII столетия деревянная церковь здесь уже была, потому что значится в описной книге Владимирского кремля за 1625 год.

      1 октября 1719г. во Владимире случился большой пожар. Во время него сгорели деревянная Троицкая и Сергиевская церкви. Через год теплая была построена, а строительство холодной отложили на неопределенное время - наверное, не было средств.

      Здание каменной церкви в современном виде представляет собой четверик на восьмерике с полукруглой апсидой и помещением трапезной, сложенной из красного кирпича. С северной стороны к основному объему примыкает придел, с запада - высокая трехярусная колокольня, увенчанная высоким шпилем. Декоративное оформление выполнено в стиле, характерном для посадских храмов конца XVII - начала XVIII в.в.

      Каменный храм существующий поныне построили наши предки в 1740 г. Теплый его придел закончили постройкой в 1746 г. Когда подняли церковную колокольню доподлинно неизвестно. Престолов в церкви два: во имя Живоначальная Троицы, а в приделе - во имя преподобного Сергия. В старом «Описании» отмечаются замечательные святые иконы древнего письма: Толгская икона Божией Матери, икона преподобного Сергия и Алексия Божия человека. Богослужения возродились в Троицком храме в 1994 г.



Город Владимир. Никитинская церковь (1762-1765 г.г.). Фото 1999 г. НИКИТИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. 1762-1765 г.г.

      Никитинская церковь и соединенная с ней колокольня, или как ее еще называют, храм Никиты-мученика, располагается на одной из древнейших улиц города.

      Люди здесь жили еще в XIIв. Тогда на крутом склоне вала они построили Козьмодемьянский монастырь, упоминаемый в летописи.

      А в 1762-1765 г.г. на месте древнего монастыря владимирский купец Семен Лазарев построил на свои средства храм Никиты-мученика, существующий и поныне.

      Красивое церковное здание в стиле барокко отвечало вкусам своего времени. Оно нарядно, светло и просторно. Большие окна на каждом из трех этажей украшены пышными наличниками.

      Храм живописен и похож скорее на гражданское сооружение. Это один из интереснейших памятников гражданского барокко. По его образцу в 1794-1801 г.г. была построена Троицко-Тихвинская церковь в г. Дмитрове под Москвой.

      В 1849 г. церковь была обстроена с севера и юга приделами. С западной стороны к церкви примыкает четырехярусная колокольня. Архитектура решена в формах провинциального барокко.

      Церковь очень удачно поставлена у склона древнего земляного вала XII в., вблизи бывших Ирининых ворот, до наших дней не сохранившихся. Никитинская церковь также является важной достопримечательностью города Владимира, как один из самых "нарядных" храмов.



Город Владимир. Троицкая старообрядческая церковь (1913 - 1916 г.г). Фото 1999 г. ТРОИЦКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ. 1913 - 1916 г.г.

      Если ненадолго вернуться на главную улицу города к Золотым воротам, нельзя не заметить довольно мрачное и тяжеловесное сооружение из темно-красного кирпича. Это - Троицкая старообрядческая церковь (1913-1916).

      Сооружалась она на средства купцов-старообрядцев в 1913-1916 г.г. и является сегодня одним из самых поздних культовых сооружений Владимира. Владимирцы называют ее «Красная церковь».

      По рассказам старожилов, в ней был красивый резной из черного дуба иконостас с иконами, написанными по древним образцам XVI-XVII в.в.

      Храм имеет прекрасные акустические свойства, позволяющие и сегодня устраивать в нем выступления хоровых коллективов.

Город Владимир. Троицкая старообрядческая церковь (1913 - 1916 г.г).       Проектируя церковь, С.М. Жаров выполнил ее по вкусам заказчиков. Здание выстроено к 300-летию императорского Дома Романовых из красного кирпича в псевдо-русском стиле.

Исключительно красиво сложены стены здания так называемой “крестовой кладкой”. Церковь является образцом передовой строительной технологии того периода, гармонично сочетая в себе элементы различных архитектурных стилей.

      Службы в храме продолжались вплоть до 1928 года. В 1960-е годы храм предполагалось снести и тем расширить сложившуюся площадь. Однако усилиями общественности и при активном участии писателя В. А. Солоухина церковь удалось отстоять и сохранить до наших дней.

      В 1971 г. храм был отреставрирован. В настоящий момент под его сводами разместилась интересная выставка Владимиро-Суздальского музея-заповедника «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка».



Город Владимир. Успенский (Княгинин) монастырь (1200-1202). Фото 1999 г. УСПЕНСКИЙ (КНЯГИНИН) МОНАСТЫРЬ. 1200 г.

      Успенский (Княгинин) монастырь (1200-1202 г.г.). На берегу речки Лыбедь, севернее Золотых ворот в 1200 г. князь Всеволод III по настоянию своей супруги Марии Шварновны приказал заложить женский монастырь.

      Главный храм монастыря, Успенский, строился два года. В 1202 г. он был торжественно освящен в присутствии Всеволода и его сыновей Константина, Георгия и Владимира. Княгиня Мария была тяжело больна и не присутствовала.

      Спустя четыре года она переселилась в монастырь из княжеского дворца. Вскоре приняла иноческий чин и через несколько дней скончалась. Ее похоронили в монастыре.

      Здесь же позже были похоронены вторая супруга Всеволода III, Анна Васильевна, его дочь Елена, жена и дочь Александра Невского. Монастырь стал родовой усыпальницей княгинь владимирского великокняжеского двора. В народе его стали называть Княгининым монастырем.

      Успенский собор Княгинина монастыря (нач. XII в.) Окруженный садами, монастырь выглядел великолепно.

      При входе стояла трехярусная колокольня, выстроенная в формах классицизма. Сейчас она не существует. Не дошел до наших дней и построенный в начале XIII в. Успенский собор, в отличие от белокаменных сооружений этого периода сделанный из плоского плиточного кирпича размером приблизительно 20х20х4см (плинфы). Плинфа в свое время широко применялась в Киевской Руси.

Город Владимир. Успенский (Княгинин) монастырь (1200-1202). Фото 1999 г.       Сохранившиеся архитектурные сооружения монастыря относятся к XVI-XIX в.в. В центре ансамбля находится Успенский собор. В начале XVI в. он был выстроен заново на старом фундаменте.

      Это одноглавый, крестово-купольный трехапсидный храм. На протяжении веков он приобрел много изменений. В конце XVIII в. была разобрана обветшалая шатровая колокольня в юго-западном углу здания. В 1920 г. была снята более поздняя вторая глава, надстроенная над куполом.

      Внешнее убранство храма лаконично, но внутреннее поражает грандиозным и единым по замыслу ансамблем фресковых росписей. Они выполнены московскими мастерами в 1647-1648 годы под руководством известного русского живописца Марка Матвеева.

      К западу от Успенского собора расположена Казанская церковь. Она построена в 1789 г. с использованием фундаментов и стен стоявшего на этом месте древнего храма Иоанна Златоуста, упоминаемого в монастырских документах середины XVII в.

      Церковь много раз перестраивалась. В настоящее время представляет собой двухэтажное, квадратное в плане здание, используемое как государственное архивохранилище.



Город Владимир. Николо-Галейская церковь.  1732-1735 г.г. Фото 1999 г. НИКОЛО-ГАЛЕЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ. 1732-1735 г.г.

      Николо-Галейская церковь (1732-1735 г.г.) с шатровой колокольней. Построена, как водится, на месте обветшалой деревянной церкви покровителя всех плавающих и путешествующих – Николы. Старая деревянная церковь, стоявшая на этом месте, упоминается в источниках XII века. Из надписи на западной стене: ”начата строением 22 июня 1732 г., а окончена 22 сентября 1735 г.” на средства посадского человека Ивана Григорьева Павлыгина.

      Расположена на южном склоне города к реке Клязьме, по всей вероятности, у бывшей водной пристани, о чем говорит название "Галейская" (галеи - род больших гребных речных судов, напоминающих галеры). Здание церкви можно отнести к типу так называемых "трапезных" церквей, где к высокому четверику храма с запада примыкает низкая "трапезная" часть с колокольней на ее торце.

      В основу этого сооружения положена характерная для русской архитектуры конца XVII - начала XVIII веков высотная многоярусная композиция бесстолпного храма, развившаяся из форм деревянной архитектуры.

Город Владимир. Колокольня Николо-Галейской церкви.  1732-1735 г.г. Фото 1999 г.       На четверике, т.е. на кубическом основании нижней части Николо-Галейской церкви, расположен большой восьмерик (восьмигранник), завершенный тремя поставленными один над другим уменьшающимися восьмигранными барабанами, увенчаными луковичной главой.

      С запада к церкви примыкает одноэтажная трапезная, а к последней - высокая шатровая колокольня с крыльцом на столпах под ней.

      Шатровая колокольня с ее мощными квадратными опорными столбами, напоминающими псковскую архитектуру, прекрасно гармонирует с храмом своими стройными и легкими пропорциями и сочетанием гладких стен четверика и восьмерика с нарядным убором яруса звона и легкого шатра. В декоре здания использованы цветные пятна зеленых глазурованных изразцов.

      Неведомый зодчий церкви Николы в Галеях был носителем архитектурных традиций XVII века и обладал хорошим вкусом. Храм представляет собой грациозное сооружение из убывающих восьмериков, базирующихся на четверике низа.

      Этот архитектурный прием, возник еще в деревянном зодчестве и оставался какое-то время популярным в каменном строительстве конца XVII века. Очень хорошо воспринимается изящный восьмерик храма с тонкими полуколонками на углах. Декоративные наличники окон хорошо прорисовываются на гладком белом фоне стены.

      Точеный белоснежный силуэт Николо-Галейской церкви красиво выделяется на темном фоне поднимающихся по склону садов и построек. Есть версия, что строил этот храм суздальский мастер, поскольку в Суздале можно встретить близкие по архитектуре сооружения.



Город Владимир. Вознесенская церковь.  1724 г. Фото 1999 г. ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. 1724 г.

      Вознесенская церковь (1724 г.). Неподалеку от Николо-Галейской церкви на высоком холме, называвшемся в древности Вознесенской горой, расположена Вознесенская церковь, несколько искаженная более поздними пристройками.

      Возведена она в 1724 году на месте древнего Вознесенского монастыря XII века. Рядом возвышается высокая колокольня, построенная веком позднее.

      В 1813 году к церкви пристроен храм Покрова Богородицы. В том же году рядом с храмом вознеслась высокая колокольня в честь победы русских войск над Наполеоном в великой войне 1812 года.

      Чуть позже, в 1863 году с южной стороны Вознесенской церкви был пристроен Благовещенский придел. Вознесенский храм создан в традициях посадского зодчества XVII века и представляет собой бесстолпное здание. Фасады храма украшены кокошниками, окна - фигурными наличниками.

      В 1934 году в результате гонений Советской власти на церковь богослужения в Вознесенском храме были остановлены. В годы Великой Отечественной войны здесь был размещен лагерь для немецких военнопленных.

      После войны здесь какое-то время функционировала обувная фабрика. И лишь 24 мая 1990 года в престольный праздник Вознесения господня храм был освящен и в нем возобновились богослужения. В настоящее время при Вознесенском храме действует воскресная школа.



Город Владимир. Церковь Архангела Михаила в слеле Красном (1788 г.). Фото 1999 г. ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА В СЕЛЕ КРАСНОМ.

      Красное село – одно из очень старых поселений земли Владимирской, первое упоминание о нем известно с 1515 года в жалованной грамоте Дмитриевскому собору. Сейчас территория бывшего села входит в состав города Владимира. В память о Красном селе остались название улицы Красносельской и церковь Архистратига Михаила. Есть предположение, что церковь существовала там еще в конце 1490-х годов, однако документальных подтверждений этому нет.

      Первое упоминание о красносельском храме встречается в патриарших книгах начиная с 1628 года. В соответствии с записями, это была деревянная церковь, названная в честь Архистратига Михаила. В XVII веке Красное село снова было в частном владении и имело сразу нескольких совладельцев. Одним из них был князь Юрий Барятинский. Он и продал свою часть храма в 1658 году патриарху Московскому и всея Руси Никону.

      Деревянный Михаило-Архангельский храм довольно быстро ветшал и постоянно требовал ремонта. В 1652 году он был перестроен. Многократно перестраивалась и возводилась заново церковь и в другие годы.

      Сведения о втором, новом храме в Красном селе появляются в 1731 году. Он был освящен в честь Преображения Господня. По всей вероятности эта была тёплая церковь, функционирующая и в холодное зимнее время.

      В 1788 году в Красном на средства прихожан построен каменный храм с просторной трапезной и шатровой колокольней. При освящении главный престол остался в прежнее наименование – в честь Архистратига Михаила. В приделе южный престол освящён в память о тёплой деревянной церкви в честь Преображения Господня. Северный же придел был освящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

      В 1938 году священник храма о. Сергий Богословский был арестован, а Михаило-Архангельская церковь закрыта. В начале 90-х годов прошлого столетия храм в честь Архангела Михаила был возвращён в лоно Русской Православной Церкви. В 1991 году в нем наконец прошло первое с момента закрытия богослужение.



Город Владимир. Католический костел - Храм Святого Розария Пресвятой Девы Марии (1891 г.). КАТОЛИЧЕСКИЙ КОСТЕЛ. 1891 г.

      Католический костел - Храм Святого Розария Пресвятой Девы Марии (1891 г.). Во Владимире его называют “польским”. Построен в 1891 г. по проекту губернского архитектора И. Карабутова в псевдоготическом стиле из красного кирпича.

      Храм этот владимирцы часто называется Польским костелом. Построен в 1891 году по проекту губернского архитектора И. А. Карабутова в псевдоготическом стиле из красного кирпича. Над центральным входом - возносится вверх высокий шпиль. Единый ансамбль с храмом составляет и расположенный рядом дом священника. Здание сложено из красного кирпича на цементном растворе.

      Католический костел был построен на средства и для солдат польско-литовского полка, сосланного во Владимир царским правительством. Это единственный образец культовой католической постройки во Владимирском крае и первый в России католический храм, открытый в постсоветский период.

Город Владимир. Католический костел - Храм Святого Розария Пресвятой Девы Марии (1891 г.).       Храм назван в честь праздника св. Розария Пречистой Девы Марии, отмечаемого католиками 7 октября. "Розарий" - это католический молитвослов. Строительство в центре города храма иной религиозной конфессии свидетельствовало не только о достаточной численности приверженцев иной веры, их силе, подкрепленной материальными возможностями, но и о терпимом отношении со стороны православной церкви.

      Храм Святого Розария Пресвятой Девы Марии административно относится к Архиепархии Матери Божией (с центром в Москве), возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци.

      Католический приход города Владимира был основан в 1891 году. Тогда же было получено разрешение городских властей на строительство храма в Куткином переулке (ныне улица Гоголя).

      После революции 1917 года храм некоторое время функционировал, однако в 1930 году был закрыт. Колокольня церкви долгое время использовалась в качестве радиоретранслятора. В конце 70-х годов в храме разместился выставочный зал.

      Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в начале 90-х годов XX века. В 1992 году зарегистрирована католическая община, и в том же году здание храма было возвращено Церкви. 24 июля 1993 года прошло освящение храма. В 1996 году был возвращён и прилегающий к храму дом священника.



Город Владимир. Константино-Еленинский монастырь. Фото 1999 г. КОНСТАНТИНО-ЕЛЕНИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. XIII век.

      Константино-Еленинский монастырь (XIII в.) возник на месте нынешнего района “Доброе” в XIII-XIV в.в. Монастырь являлся одним из укрепленных форпостов левого берега Клязьмы на подступах к стольному граду Владимиру. Село Доброе образовалось из слободки при монастыре.

      Дважды в XVIII в. упразднялся Константино-Еленинский монастырь из-за “ветхости зданий и скудности средств содержания”. В 1775 г. он прекратил свое существование и село Доброе перешло в казенное ведомство.

      Статус села говорил о наличии в нем церкви. В грамоте митрополита Геронтия от 1478 г. упоминается церковь во имя святого Николая Чудотворца. Судьба этой церкви в течение XVI в. остается неизвестной. Существование ее в селе Доброе в XVII в. подтверждается записью в патриарших окладных книгах за 1628 г.

      Церкви обычно строились деревянными, поэтому существовали до первого пожара. Лишь во второй половине XVIII в. архимандритом бывшего Константино-Еленинского монастыря Авраамием была возведена пятиглавая каменная церковь. После упразднения монастыря ее передали селу.

      В 1865 г. церковь была расширена, а в 1885 г. при ней выстроили довольно высокую каменную колокольню. Церковь и колокольня и по сей день стоят на том месте, где когда-то находился монастырь. Церковь действующая, хотя и находится в состоянии ремонта.



Город Владимир. Водонапорная башня. 1912 г. ВОДОНАПОРНАЯ БАШНЯ. 1912 г.

      Первая водонапорная башня была возведена на Козловом валу к югу от Золотых Ворот по проекту Карла Дилля для резервуара на 8’000 ведер воды для нужд водопровода в 1866 году. Вместе с башней тогда построили несколько водоразборных колонок в разных частях города. В центре Владимира на Соборной площади поставили каменный бассейн с резервуаром и фонтаном.

      В 1912 г. старая водонапорная башня была перестроена по проекту городского архитектора С.М. Жарова. Здание представляет собой трёхъярусное сооружение из красного кирпича в «псевдорусском» стиле, слегка расширяющееся кверху, подолбно крепостной башне.

      Сейчас в здании бывшей водонапорной башни находится экспозиция «Старый Владимир». Сама же башня давным-давно утратила своё "водопроводное" назначение. Интересная экспозиция, разместившаяся в ней сейчас, рассказывает о городе Владимире конца XIX – начала XX века, показывая городскую жизнь в её повседневном течении, воссоздавая атмосферу старого Владимира – мещанского, чиновничьего, купеческого.

      Чтобы подчеркнуть колорит эпохи, воссозданы интерьеры комнаты в доме состоятельного горожанина, церковной лавки, полицейского участка, трактира с традиционным самоваром, расписными подносами, многочисленными штофами и графинами. Вместо объяснительных текстов – подлинные выписки из книг, газет, журналов конца XIX – начала XX в. Владимирские журналисты то серьёзно, то с юмором рассказывают о городе. Экспозиция занимает 3 этажа. На 4-м оборудована смотровая площадка с обзором на 360 градусов.



Город Владимир. Патриарший сад. XVI век. ПАТРИАРШИЙ САД.

      Патриарший сад площадью около 4 гектаров расположен в центре Владимира в окружении следующих исторических и природных объектов. К югу находится пойма реки Клязьма, к северу – ансамбль Спасского и Никольского храмов и Золотые ворота, с запада / северо-запада - Козлов вал, с востока – улица Владимирский спуск, а восточнее его дорога Владимир - Муром.

      Участок окружен с трех сторон возвышенностями и представляет собой рельефную впадину с перепадами высот до 33 м. Это красивое место являестя своего рода достопримечательностью в первую очередь для тех автопутешественников, кого интересуют декоративные садовые растения и их применение в ландшафтном дизайне.

      Согласно архивным документам на данном месте в XVI веке существовал сад, который носил название Патриаршего. Он принадлежал Рождественскому монастырю, находившемуся в ведении патриархов. Тогда Патриарший сад размещался на крутых склонах, обращённых на юг, и занимал площадь все лишь чуть более 3-х десятин.

      В ХVII — XIX веках можно встретить другие названия сада: Архиерейский и Синодальный. После революции сад был национализирован и в период с 1917 но 1940 годы на месте бывшего Патриаршего сада находился один из опорных пунктов Владимирской сельскохозяйственной опытной станции.

      После сильных морозов 1938, 1939, 1940 и 1941 годов сад очень сильно пострадал и за годы Великой Отечественной войны пришёл в запустение.

      Патриарший сад, по преданию, основан святым благоверным князем Андреем Боголюбским. Во Владимире не было резиденции патриарха, но специально был высажен вишневый сад, куда приезжало отдыхать столичное духовенство. Пора его процветания приходится на начало ХIX века.



Город Владимир. Церковь Михаила Архангела (1891-1893 г.г.) на Студеной горе. ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА НА СТУДЕНОЙ ГОРЕ. 1891 г.

      Церковь Михаила Архангела (1891-1893 г.г.) на Студеной горе. Закладка ее началась в 1891 г. на средства, завещанные отставным капитаном Ф. Г. Архангельским (им же было определено и место постройки) по плану инженера И.А. Карабутова.

      К осени 1893 г. храм был готов. Здание церкви, построенной в византийском стиле, имело очень красивый вид и было изящно внутри. С 1984 г. в ней размещается экспозиция музея “Часы и время”.

      Этот храм также называется церковью Архистратига Михаила По своему виду это самая нетрадиционная из всех сохранившихся владимирских церквей.

      Храма с подобным архитектурным обликом, определяющим его уникальные акустические свойства, на Владимирской земле прежде не существовало.

      Верх храма венчала луковичная главка с зеркальным крестом. В кругах внутри килевидных закомар находились иконы святых. Справа от храма сохранилась часовня.

      Слева находилась звонница (не сохранилась) с пятью колоколами. Этот, единственный в своем роде, храм посвящен Архангелу Михаилу - вождю небесного воинства, ведущего борьбу против сил дьявола. С незапамятных времен считается он покровителем русских воителей.

      Праздники в честь святого Михаила Архангела церковь установила 19 сентября и 21 ноября.

Главная / Карта сайта / Автомаршруты / Города / Страны / События / Усадьбы / Парки / Монастыри / Храмы / Музеи / Крепости / T

Вверх

Яндекс.Метрика