Автомаршрут: "Рязань и область за неделю". День 5-й. "Шиловская лоза".
1. Кирицы. Усадьба фон Дервиза.
2. Село Задубровье.
3. Посёлок Шилово. "Шиловская лоза".
4. Село Желудёво. Лунины и Гумилёвы.
5. Городище Старая Рязань.
6. Село Исады. Воскресенская церковь, 1636.
7. Спасск-Рязанский.
8. Что привезти из посёлка Шилово?
9. Источники информации и литература.
|
1. Кирицы. |
Знаменитая усадьба в селе Кирицы Спасского района Рязанской области построена архитекторм Фёдором Осиповичем Шехтелем в 1889 году по заказу Сергея Павловича фон Дервиза. Отец Сергея Павловича фон Дервиза - строитель Московско-Казанской железной дороги.
Усадьба раскинулась на территории огромного лесопарка. Кроме главного здания, бокового и хозяйственого флигелей, в комплекс поместья входили конный двор, висячие мосты через овраги, гроты, въездные ворота и система водоёмов. Сохранилось до наших дней не всё. Но даже то, что осталось производит сильное впечатление. И самой архитектурой, и ее гармонией с окружающим ландшафтом.
С западной стороны дворца построен романтичный Чёртов мост с белыми обелисками в начале и в конце моста. А в дальней северной оконечности усадьбы, где заканчивается главная аллея, расположились нарядная Никольская церковь и чудесные Красные ворота с островерхими псевдоготическими башенками.
За Красными воротами бегущая на северо-запад дорога приведет вас на берег реки Проня относительно недалеко от её впадения в красавицу-Оку.
Важно! На территории бывшей усадьбы фон Дервиза расположен детский туберкулёзный санаторий. С 2019 года проход на территорию усадьбы (санатория) туристам строго запрещён!
|
1. Село Кирицы. Бодрая бабулька куда-то торопится со своим бесценным скарбом на тележке.
|
2. Общий вид главного дома поместья фон Дервизов (1889) в селе Кирицы. Слева виден серебристый чешуйчатый купол беседки.
Кирицкий дворец обращен фасадом к оврагу, к которому сбегают две изогнутые лестницы. Сходясь, они переходят в просторную террасу с верхним гротом. От террасы прямая широкая лестница спускается в партер, замыкаемый нижним гротом, оформленным диким камнем.
Ниже грота были пруды, а за прудами - фруктовый сад. Перед дворцом у начала изогнутых лестниц раньше стояли две могучие бронзовые скульптуры кентавров на высоких постаментах.
Дворец Дервиза - одно из ранних произведений Шехтеля - уже демонстрирует желание архитектора уйти от порядком надоевшего классицизма. Главный дом, боковой и хозяйственный флигели содержат элементы псевдоготики и приметы зарождающегося русского модерна.
|
3. Южная линия отреставрированной ограды усадьбы фон Дервизов.
|
4. Литая чугунная ограда усадьбы фон Дервизов. Каждый витой столбик завершается символическим бюстом рыцаря с опущенным забралом.
|
5. Фасад дворца фон Дервиза крупным планом. На фото не видно, но на одной из стен дворца есть полукруглый в плане балкон, поддерживаемый консолью в виде гордого орла, раскинувшего широкие крылья.
|
6. Парковка перед шлагбаумом. Слева - доворец. Прямо - Хозяйственный флигель с остроконечными башенками и шпилями. За шлагбаум туристов не пускают.
|
7. Озеро на реке Кирица.
|
8. Вообще-то этот пляж на берегу озера принадлежит санаторию "Кирицы". Но пока юные купальщики еще не пришли, помост эксплуатируют местные утки.
Ну а мы покидаем Кирицы и возвращаемся на трассу М-5, продолжая движение на восток в направление посёлка Шилово.
|
2. Село Задубровье. |
Село Задубровье с постоянным населением около 400 человек расположено в 18 км к юго-западу от п.г.т. Шилово.
Опираясь на сообщения летописцев, шиловский историк и краевед А.И. Кондрашов утверждает, что в 1365 году в окрестностях села Задубровье произошло важнейшее для истории России сражение. Но, обо всём по порядку.
Считается, что в 1361 году в районе нынешнего села Наровчат Пензенской области объявился татарский мурза Тагай со своим войском. Обосновавшись в Наровчате в качестве полновластного правителя, он стал грабить окружающие земли. В 1365 году он двинулся по дороге через Шацк, сёла Желудёво и Задубровье в сторону Переславля-Рязанского (ныне - городище Старая Рязань). Головорезы Тагая захватили Переславль-Рязанский, разграбили и сожгли не только его, но и окрестные поселения. Отягощённые богатой добычей, ордынцы двинулись в обратный путь...
Прознав о случившемся, князь Олег Рязанский, объединив свои отряды с дружинами козельского князя Тита Мстиславича и пронского князя Владимира Дмитриевича, бросились в погоню за Тагаем. Настигли гадёныша они под Шишевским лесом у града Воина, предположительно в окрестностях современного села Городище на берегу Оки.
Судя по всему, битва произошла к северу от села Задубровье, между правым берегом Оки и двумя её притоками - речками Ярославка и Непложа. В результате жестокого сражения, ордынское войско было разбито, Тагаю с горсткой воинов удалось бежать.
Битва под Шишевским лесом стала первой крупной победой русского войска над ордынцами.
|
9. Каменный храм Святителя Николая Чудотворца (1896-1903) в селе Задубровье построен на средства прихожан и пожертвования купца Василия Даниловича Топоркова, владельца крахмало-тёрочного завода. Это одноглавый четверик с пятигранным алтарём, трапезной и колокольней. Архитектурный стиль - эклектика.
В 1937 году священнослужение в храме было прекращено, он был отдан под склад селитры. В 1990 году в результате варварской эксплуатации рухнула колокольня Никольского храма. В 1999 году храм вернули верующим, частично восстановили. Сейчас храм является действующим.
|
10. В октябре 2015 года, к 650 летию победы над войском татарского мурзы Тагая, на западной стене Никольского храма была установлена памятная плита.
На плите портрет князя Олега Рязанского и текст: "В этих местах, под Шишевским лесом, на землях существовавшего в XIV веке Воинского уезда в 1365 году дружины Рязанского, Пронского и Козельского княжеств, руководимые великим князем Олегом Ивановичем Рязанским, впервые в открытом полевом сражении одержали победу над ордынским войском. Вечная память и слава защитникам земли русской!
От благодарных потомков, Рязанское историческое общество. Октябрь 2015."
|
11. Вид на Никольский храм с севера.
|
12. Никольский храм, вид с юго-востока.
|
13. Обшитая железом дверь северного входа в Никольский храм села Задубровье.
|
3. Посёлок Шилово и "Шиловская лоза". |
Посёлок Шилово и "Шиловская лоза".
Шилово - посёлок городского типа и центр Шиловского района Рязанской области, расположен на правом берегу Оки, чуть выше впадения в неё речки Пара, ровно в 100 км от Рязани. Название сохранилось от древнего русского города Шилов, получившего своё наименование по фамилии владельцев - бояр и дворян Шиловских.
В стародавние времена на месте посёлка Шилово располагался град Неринск, упомянутый в Ипатьевской и Никоновской летописях в 1147 году одновременно с Москвой. В 1316 году бывший Неринск, ставший селом Нерское, передаётся Иваном Фёдоровичем, князем рязанским, древнему роду Шиловских. В конце XIV века в "Списке городов Рязанских" поселение фигурирует уже как град Шилов.
Жемчужиной Шилово является каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы, возведённая взамен сгоревшей деревянной на средства дворянина помещика А.А. Колемина и спасского купца Д.И. Топоркова по проекту губернского архитектора Н.И. Воронихина (1850-1870). Колокольня была закончена раньше, в 1839 году, а ограда - в 1869. Росписи храма выполнены художником Н.И. Шумовым в 1885 году.
Достопримечательности:
Успенская церковь (1850-1870), ул. Спасская, 1.
Музейный историко-культурный комплекс, ул. Спасская, 38.
Преображенская церковь (2012), ул. Липаткина, 136а.
Старообрядческая Покровская церковь (2009), Новосёлковская ул, 10.
Памятник воеводе Евпатию Коловрату. (1995), Советская площадь.
Памятник Добрыне Никитичу возле Шилово, по дороге на посёлок Прибрежный.
Памятник поэту Николаю Степановичу Гумилёву (1886-1921), ул. Советская, 6.
Мемориал воинской славы.
Памятик балтийскому моряку В.И. Исаеву (1896-1972), ул. Советская, 27.
Памятная стелла в честь 600-летия посёлка Шилово. (1988).
"Шиловская лоза".
Шиловское лозоплетение является одним из традиционных народно-художественных промыслов Рязанской области. Изначально плетение из лозы относилось к домашнему хозяйству – самостоятельному изготовлению предметов первой необходимости для личного пользования.
Граф Лев Сергеевич Голицын в конце XIX века привез в Россию из Франции плетеные вещи, удивительно красивые, легкие, ажурные и практичные. Он организовал в своем имении артель крестьян, которые начали осваивать «заморские» способы плетения.
Постепенно лозоплетение стало промыслом, поскольку вещи изготавливали на продажу. В начале XX века мастера плели из ивняка короба, корзины, стулья, детские колыбели, дорожные сундуки, сани и санки.
Сегодня традиции Шиловского лозоплетения продолжает и развивает вот уже более 20 лет предприятие ООО “Шиловская лоза”. Основным направлением в его работе является изготовление из ивового прута изящной плетеной мебели, санок, предметов для украшения интерьера – всего около 100 наименований. Мастера делают все: от простых корзинок до современных спальных гарнитуров, выполняют заказы любой сложности.
|
14. Успенская церковь (1850-1870) с колокольней (1839). На часовне, которая старше храма, установлена плита с текстом: "1147 - град Неринск, 1388 - град Шилов, 1938 - р.п. Шилово". Во время строительства церкви в часовне хранилась церковная утварь, спасенная из её горящей деревянной предшественницы. Адрес: ул. Спасская, 1.
|
15. Купол церкви Успения Пресвятой Богородицы в посёлке Шилово. Вспоминаю слова моей тещи, Майи Павловны: "Если видишь голубую главку, усеянную золотыми звёздами - значит церковь посвящена Богоматери".
|
16. Придел Иоанна Предтечи в Успенской церкви.
|
17. Успенская церковь в Шилово. Придел во имя Николая Чудотворца.
|
18. Иконостас Успенской церкви.
|
19. Необычная икона в Успенской церкви.
|
20. Икона, написанная на полотне, закреплённом на сборном дощатом щите.
|
21. К северу от Успенской церкви расположена тихая бухта - своеобразный "аппендикс" на правом берегу Оки.
|
22. На берегу бухты - грубоватое кирпичное строение 1929 года постройки. Как ни крути - скоро оно отпразднует свой вековой юбилей.
|
23. Нижняя часть строения украшена граффити с мультяшным медведем и умиротворяющим призывом "Узбагойся" (в смысле - успокойся).
|
24. Памятник поэту Николаю Степановичу Гумилёву (1886-1921 гг.). Николай Степанович вышел из семьи священников села Желудево Шиловского района. Памятник установлен в 2010 году в сквере на ул. Советская около здания Шиловской межпоселенческой библиотеки имени Н. С. Гумилёва (р.п. Шилово, ул. Советская, 6).
|
25. "Алые паруса" в центре Шилово на ул. Советская.
|
26. Памятник рязанскому воеводе Евпатию Коловрату установлен на Советской площади около Шиловского Дома культуры в 1995 году. Рядом с памятником - удобная просторная парковка.
Родина Евпатия Коловрата - село Фролово Шиловского района. Он был в отъезде, когда в 1237 году татарское войско напало на Рязань и полностью уничтожило город. Узнав об этой беде, Евпатий с небольшим войском бросился в погоню и настигнув татар, стал рубить их в капусту. Численное превосходство было на стороне войска Батыя. Тем не менее Коловрату удалось уничтожить много его воинов.
В летописях пишут, что Батый даже послал к нему гонцов спросить, чего он хочет? "Только умереть!", - ответил воевода. Так и случилось... В знак уважения к его храбрости и мужеству, Батый позволил забрать тело Коловрата оставшимся в живых русским воинам и разрешил похоронить на родной земле.
|
27. Мозаичное панно на фасаде здания Шиловского Дома культуры (Советская площадь, 3). Внизу плакат "Шилово - край любви". Интересно, что авторы текста имели в виду?..
|
28. Оставив машину на стоянке у памятника Евпатию Коловрату, мы отправились пешком в кафе Castello (ул. 40 лет победы, 11).
|
29. Изучая меню, предвкушая вкусняшки.
|
30. Грибной суп-пюре.
|
31. В ожидании заказа можно полистать ленту Фейсбук и Инстаграм.
|
32. Греческий салат. Общее впечатление от кафе Castello неплохое. Еда приличная, цены приемлемые.
|
33. А вот и главная цель нашей поездки в Шилово: фабрика "Шиловская лоза" (Шилово, ул. Рязанская, 34). На фото: Плетёные стол и кресла. На втором плане - "сырьё и материалы": пучки ивовой лозы, приготовленные для плетения.
|
34. Плетёный кухонный уголок со столом, лотки, корзины для яиц, гуси-лебеди. Кое-что из этого мы увезём с собой на память и для подарков друзьям.
|
35. Плетень, стол, кресла, корзины и даже плетёная напольная ваза.
|
36. Плетеные мебель, корзины и детские саночки.
|
37. Как вы думаете, каково назначение изделия слева? Младенца переносить? Не угадали! Этот необычный объект позиционируется как "Переноска для дров". Вот ведь!..
|
38. Это фото с фирменными шиловскими рыбами сделано в музее города Михайлова Рязанской области.
|
39. А это композиция с плетеной шиловской мебелью и санками для младенца представлена в музее города Скопин Рязанской области.
|
40. Шилово. Деревянная Преображенская церковь (2012-2013) или храм Преображения Господня. Новодел, конечно. Но построен на месте древнего деревянного храма в селе Новосёлки. Адрес: ул. Липаткина, 136а.
|
41. Шилово. Старообрядческая Покровская церковь (2009) - храм Покрова Пресвятой Богородицы. Крохотный храм старообрядческой поморской (бепоповской) общины, построенный на добровольные пожертвования. Адрес: Новосёлковская ул., 10.
|
4. Село Желудёво. Лунины и Гумилёвы. |
Село Желудёво. Лунины и Гумилёвы.
Село Желудёво населением около 800 человек находится в 9 км южнее Шилово на левом берегу реки Пара.
Погост Желудёво был передан рязанскими князьями воеводам Шиловским еще в 1322 году. В письменных источникх Желудёво впервые упоминается в 1584 году, а в 1676 году Желудёво фигурирует уже как село с деревянной Христорождественской церковью.
В середине XVIII века большая часть села Желудёво была приобретена представителем древнего дворянского рода Михаилом Киприановичем Луниным. (Луниным, кстати сказать, принадлежало и село Задубровье.)
По наследству село Желудёво перешло его сыну, Петру Михайловичу Лунину. Он построил грандиозный усадебный дом в стиле классицизм (не сохранился) и начал сооружение новой каменной Христорождественской церкви.
После смерти Петра Михайловича, Желудёво перешло его дочери, графине Екатерине Петровне Луниной-Риччи, обладательнице чудесного голоса. Её пением восторгались А.С. Пушкин и император Наполеон. Забросив усадьбу и переведя крестьян на оброк, она пела в Санкт-Петербурге и Париже. Дожив почти до 100 лет, она умерла, в конце концов, в полной нищете и безвестности...
На протяжении двух столетий священниками в Желудёвском храме служили представители рода Гумилёвых - предки поэта Николая Степановича Гумилева. Здесь же родился Степан Яковлевич Гумилев (1836-1910 гг.), военный врач, статский советник, отец поэта Н. С. Гумилева.
|
42. На фото: общий вид Христорождественской церкви с северо-запада. Адрес: с. Желудёво, ул. Центральная, рядом с домом 144а.
Храм Рождества Христова имел пять престолов: во имя Рождества Христова (главный), во имя Смоленской иконы Божией Матери и Параскевы-великомученицы, а также в тёплой трапезной во имя святителя Петра (Митрополита Московского) и великомученицы Екатерины.
Строился по инициативе и на средства Петра Михайловича Лунина в 1811 - 1830 годах на месте прежнего деревянного. Красный новодельный дом (на фото он слева) стоит, похоже, на месте усадебного дома П.М. Лунина.
|
43. Село Желудёво. Капитель колонны Христорождественской церкви (1811-1830).
|
44. Вид на Христорождественский храм (1811-1830) с севера. Храм действующий. Архитектурный стиль: классицизм.
|
45. Капитель колонны Христорождественской церкви (1811-1830).
|
46. Село Желудёво, ул. Центральная, д. 102.
|
47. Село Желудёво, ул. Центральная, д.60. Обитаемый.
|
48. Старый кирпичный дом в селе Желудёво. Похоже, пустующий...
|
49. "Стаканчик" с трёхметровыми цветными карандашами на выезде из села Желудёво.
|
50. Деревня Ибредь (основана в 1563 году). На памятнике текст: "Основан в 1905 году. Труженникам Ибредского крахмало-паточного завода." Хотя, по данным Википедии, крахмальный завод был основан в деревне Ибредь в 1882 году инженером Н. Голиковым и губернским секретарём Л. Тухтаровым.
|
5. Городище Старая Рязань. |
Городище Старая Рязань.
Это то самое место, где располагался огромный по тем временам город, предшественник современной Рязани. В.Г. Белинский писал о городище Старая Рязань: "Эти места достойны, чтобы на них стоял столичный город." Основателем Рязани считают великого князя Святослава Игоревича, совершившего в X веке великий поход из Киева по всей Оке и Волге до Каспийского моря, освободив от дани хазарам все поселения края. На своём пути Святослав Игоревич должен был создавать опорные пункты-крепости. Поэтому датой основания Рязани как города-крепости можно считать 965 год, хотя в X веке здесь уже существовало вполне сформировавшееся поселение. Эту дату (X век) подтверждают и хорошо сохранившиеся крепостные валы Старой Рязани.
Упомянутый в 1096 году в "Повести временных лет" этот город чаще назывался "Резань". Высокий уровень развития торговлии в Поочье породил специфическую денежную единицу "резана", т.е. разрезанный пополам арабский дирхэм. Такие резаны во множестве находили в разных кладах. Это является чисто рязанским изобретением. В XI веке резана была узаконенной частью "кунной" денежной системы. Арабские авторы XI века называли Рязань, после Киева и Новгорода, "Третьим центром русской земли".
Старая Рязань была заложена на высоком правом берегу Оки, с которого открываются потрясающие виды на бескрайние просторы Мещерской низменности - низкого и топкого левого берега. Раскопки XIX и XX веков показали, что крепость занимала только северную часть городища, но городские постройки занимали территорию и за пределаи крепостного вала X века. Устье реки Серебрянки к северу от крепости было пристанью и, вероятно, первым торжищем.
На рынок Старой Рязани стекались яркие ткани и благовония Востока, парча и шитые золотом одежды из Византии, жемчуг и драгоценные камни из Индии, янтарь из Прибалтики, олово, мёд и воск из окрестных земель, драгоценные меха, предметы искусства и оружие. Здесь же продавали скот и невольников.
Являясь мощным торговым центром, Старая Рязань была также крупным центром культуры, искусства и художественных ремёсел. При раскопках были найдены изящные керамические сосуды с тонким орнаментом работы рязанских гончаров, произведения косторезов и камнерезов, кованые и чеканные изделия, литые декоративные элементы из меди, гравированные ювелирные изделия и иконы, кованые из серебра чаши с тиснением, сканные работы, серебряные подвески с зернью, медальоны в технике перегородчатой эмали и т.д. Наиболее ценные находки, найденные при раскопках Старой Рязани, хранятся в музеях Рязани, Сергиева Посада, Суздаля, в Оружейной Палате, в Эрмитаже и др.
Стены и башни крепости, построенные из массивных деревянных клетей, засыпанных землёй, в XIII веке сожгли и стёрли с лица земли орды Батыя. Великокняжеский град после набега уже не оправился и постепенно превратился в городок, а в XVII веке в село. А саму столицу перенесли в XIV веке в город Переславль-Рязанский, переименованный в 1778 году в Рязань.
|
51. Мы заезжаем на территорию городища Старая Рязань через разрыв во внешнем кольце крепостных валов. Это Исадские ворота. К юго-востоку от Исадских располагались Пронские ворота.
Здесь имеется небольшая автостоянка. Дальше можно двигаться по тропинкам только пешком. Неподалеку от этого места в 1822 году был найден клад с монетами.
К западу от парковки, располагалась самая большая по площади Старорязанская крепость XII-XIII веков, сожженная и разрушенная полчищами Батыя.
|
52. Информационный стенд на автостоянке в городище Старая Рязань. На фото - компьютерная реконструкция великокняжеского града Рязань на территории городища. Крепость XII-XIII века обнесена крепостными валами с башнями. На территории крепости три храма: Успенский, Спасский и Борисоглебский.
Внизу, под стенами города ближе к реке расположен посад, где проживает мастеровой и торговый люд. На причале - многочисленные торговые суда.
|
53. В юго-западном углу городища стоит руинированная кирпичная церковь Бориса и Глеба, построенная в 1900-1910 г.г. на средства Анны Стерлиговой в память об утраченных храмах Старой Рязани.
Домонгольский Борисоглебский собор в Старой Рязани - шестистолпный трехапсидный храм с боковыми притворами - был разрушен во время монгольского нашествия в 1237 году. Развалины позже были разобраны. Фундаменты храма были обнаружены при раскопках в 1830-х. Рядом с этим местом в XVII в. существовал деревянный храм Бориса и Глеба.
В 1900-1910-х на фундаментах домонгольского собора была выстроена кирпичная Борисоглебская церковь, частично разобранная в конце 1941 года. До наших дней сохранились остатки арочной конструкций здания.
|
54. Поросший травой фундамент некоего сооружения рядом с Борисоглебским храмом. Неподалёку от Борисоглебского храма находится место, где возвышался полностью уничтоженный войском Батыя кафедральный Успенский собор Старой Рязани. Это был крупнейший собор Рязанского княжества и один из крупнейших православных соборов Руси того времени.
Раскопки фундамента Успенского собора и найденные при этом лекальные кирпичи и фрагменты архитектурных элементов дают основание утверждать, что он является по архитектуре и размерам точной копией Успенского собора Елецкого монастыря в Чернигове, построенного князем Олегом Святославовичем ок. 1095 года, когда он вернулся в Чернигов после долгого пребывания в Византии.
Поэтому можно предположить, что собор в Старой Рязани был построен около 1096 года тем же самым зодчим по указанию Олега Святославовича, видевшего Старую Рязань своим главным городом в Поочье. Предположительная высота храма - 25 м.
|
55. Высокое плато городища Старая Рязань крутыми склонами обрывается в долину реки Оки. За рекой до самого горизонта тянутся бескрайние просторы Мещёрской низменности.
|
56. Частные дома на берегу Оки к западу от Борисоглебского храма относятся либо к селу Старая Рязань, либо к деревне Шатрищи.
|
57. Панорама западного склона городища Старая Рязань. Справа наверху виден белый поклонный крест. Левее внизу - купола Преображенской церкви в селе Старая Рязань. За рекой на низком левом берегу - город Спасск-Рязанский, куда мы скоро с вами переправимся по понтонному мосту через Оку.
|
58. Информационный щит на парковке, рассказывающий о взятии и уничтожении города и всех его защитников в 1237 году войском Батыя.
|
59. Старая Рязань. Остатки кольца внешних крепостных валов.
|
60. Современное село Старая Рязань сохранилось на месте посада старого города, ближе к берегу Оки и к речке Серебрянке. В северной части села стоит отреставрированная Преображенская церковь (1735).
В XVII-XVIII в.в. на этом месте была мужская Благовещенская пустынь (др. словами - монастырь). Преображенская церковь, построенная на месте старой деревянной, по сути является монастырской церковью и изначально называлась Благовещенской, а освящена как Преображенская в наши дни. Благовещенская пустынь была упразднена в 1764 году, а церковь осталась.
К востоку от церкви, на территории древнего кладбища, где захоронены останки защитников Старой Рязани от войска Батыя, располагался самый первый маленький детинец X века.
"Зачем-то в последние годы старое кладбище вокруг церкви потихоньку ликвидировали - убрали надгробия и разровняли трактором." (Комментарий на сайте sobory.ru от 20.07.2014).
|
61. Церковь Спаса Преображения (1735) в селе Старая Рязань.
Это невысокий двусветный одноглавый четверик с трапезной и шатровой колокольней. С северной стороны трапезной устроен Никольский придел.
Фёдор Иовлевич Стерлигов, местный помещик, в 1870 году пожертвовал средства на ремонт храма, а также организовал два училища - для мальчиков и девочек. Его жена, Анна Александровна Стерлигова, в память о безвозвратно потерянных храмах Старой Рязани, в начале XX века профинансировала постройку той самой церкви Бориса и Глеба (1900-1910), чью полуразрушенную арку мы видим сегодня на старорязанском городище.
Дворянская усадьба Стерлиговых находится к северу от Преображенской церкви за ручьём Серебрянка. Большевики "отблагодарили" Стерлиговых за все добрые дела, взорвав и превратив в руины "Белый дом" - главное здание их фамильной усадьбы... :(
Большевики также закрыли в 1930-х годах Преображенскую церковь, устроив в ней в середине прошлого века музей "Старая Рязань". В 1994 году церковь вернули верующим, в 1996 её заново освятили, сейчас в ней проходят богослужения.
|
6. Село Исады. |
Село Исады.
Село Исады расположено в 7 км к юго-востоку от Старой Рязани. Поселение на этом месте возникло, предположительно, в XI веке. Исадский клад, найденный в окрестностях села Исады в 2021 году, датируется XI-XII в.в. Клад весом 2,1 кг состоит из 32 предметов белого металла, включая 5 семилучевых височных колец, 8 шейных гривен и 14 браслетов. Украшения и денежные гривны хранились более 1000 лет в берестяном туеске, найденном в лесу на краю сырого оврага.
Село Исады стоит на высоком левом берегу Оки на высоте 102 метра над уровнем моря. Название села происходит от старинного слова "исад", т.е. место для высадки или пристань. Есть версия, что село Исады служило летним местопребыванием великих князей Рязанских.
В летописи впервые упоминается в 1217 году в связи с печально знаменитым съездом рязанских и пронских князей, закончившимся убийством шестерых из них... Рязанский князь Глеб Владимирович сговорившись со своим братом Константином пригласил к себе своих братьев якобы для заключения братского договора о разделе земель. На самом деле это была вероломная ловушка. В разгар "дружеского" пира к гостям неожиданно подбежали половцы-наёмники и, совместно с хозяевами, зарубили шестерых братьев и сопровождавших их бояр и дворян. Причиной этой кровавой драмы стали отголоски минувших войн Владимиро-Суздальского и Рязанского княжеств.
После разорения Старой Рязани войском Батыя в 1237 году и переселения князей в начале XIV века в Переяславль-Рязанский, Исады были заброшены.
После присоединения Великого княжества Рязанского к Московии самых именитых дворян за особые заслуги перед царём стали наделять поместьями в богатых рязанских землях. В конце XVI века имение в селе Исады получили Ляпуновы. Исады стали сначала поместьем, а потом и вотчиной дворян Ляпуновых, ведущих свой род "от младшего брата Александра Невского". Позднее здесь обосновались и вели хозяйство Долгорукие, Мещерские, Ржевские и Кожины.
В 1611 году рязанский воевода, думный дворянин Прокопий Ляпунов, стал собирателем Первого русского ополчения для освобождения Москвы от польско-литовских интервентов (войска "тушинского вора"). В течение некольких месяцев ему удалось освободить большую часть Москвы, однако в результате предательства казаков атамана Ивана Заруцкого он был убит. В 1636 году его сын, Владимир Прокопьевич, начал возведение новой каменной церкви Воскресения Христова в Исадах, посвятив её памяти своего отца.
К началу XIX века труппа крепостного балетного театра Г. П. Ржевского из Исад была широко известна поклонникам балета Москвы и Петербурга. Впоследствии труппа влилась в коллективы Большого и Мариинского театров.
|
62. До наших дней сохранилась высокая Воскресенская церковь (1636, 1673) соборного типа, построенная в 1636 году Владимиром Прокопьевичем Ляпуновым и перестроенная в 1673 году его сыном Лукой Владимировичем Ляпуновым. Церковь несколько раз поновлялась Кожиными. Росписи храма относятся к концу XIX века. При церкви находился некрополь дворян Ляпуновых и Кожиных.
|
63. Памятная деревянная табличка на стене Воскресенского храма. Даты постройки несколько отличаются от указанных в Википедии.
|
64. Вид на храм со стороны кладбища. Изящная шатровая колокольня построена в 1673 году.
|
65. Необычное изображение Христа на западной стене храма.
|
66. Двухэтажная Воскресенская церковь. (Вид с юга). На первом этаже - тёплая церковь, на втором - холодная. Каменное крыльцо с шатровой сенью, "по образцу крыльца храма Василия Блаженного в Москве", пристроено к храму в XIX веке.
|
67. Исадский сельскй Дом Культуры на улице героя Великой Отечественной войны гвардии ефрейтора Василия Александровича Игонина.
|
68. Дверь в исадский ДК. На объявлении приглашение на дискотеку. Вход - 20 руб. (Стоимость буханки хлеба). Через разбитое окно видно, что над левой частью ДК нет крыши...
|
7. Спасск-Рязанский. |
Спасск-Рязанский.
Спасск-Рязанский, город с населением около 6,5 тыс. человек, находится в 55 км к юго-востоку от Рязани. Основан в 1629 году на месте села Спасское, известного еще с XV века, а статус города получил в 1778.
В 1783 году в Спасске (тогда он так назывался, приставку Спасск-Рязанский добавили в 1929 году, чтобы не путать с другими Спассками) случился большой пожар, сгубивший местную церковь. А городку без церкви никак нельзя. Поэтому, чтобы исправить ситуацию, в Спасск перевезли деревянную церковь, срубленную в селе Селезнёво.
С середины XIX в. был в Спасске еще один храм - Спасо-Преображенский, деньги на который собирали "всем миром". Могучий, красивый, пятиглавый, с 69-метровой колокольней в четыре яруса. Стоял он на Соборной площади и всех радовал. Пока новая власть в 1935 году его не закрыла, а в 1948 году вовсе не снесла. А Соборную площадь переименовала в площадь Победы...
|
69. Река Ока у посёлка Старая Рязань. Рыбак пытается забросить удочку в окно между водными растениями.
|
70. Въезд на понтонный мост со стороны посёлка Старая Рязань.
|
71. Едем по гулкому понтонному мосту через Оку.
|
72. Катер "Фатьяновка".
|
73. Спасск-Рязанский, ул. Свердлова, 16.. Большой полукаменный дом с деревянной пристройкой.
|
74. Спасск-Рязанский, пересечение улиц Набережная и Войкова. Жанровая скульптура "Башня памяти" на обзорной площадке "Пристань Великая река". Площадка расположена на берегу Спасского затона на реке Приток Спасский (левый приток Оки).
|
75. Вид с обзорной площадки в Спасске-Рязанском на противоположный высокий берег и городище Старая Рязань. Хорошо видна узнаваемая арка церкви Бориса и Глеба (1900-1910).
|
76. Спасск-Рязанский. Маленький домик с заколоченной парадной дверью.
|
77. Двухэтажный полукаменный дом 44 по ул. Войкова. На первом этаже находится мебельный магазин "Интерьер".
|
78. Второй (деревяннаый) этаж дома 44 украшен резными декоративными элементами.
|
79. Старенький покосившийся серый домишко. Нежилой, разваливающийся, никому уже не нужный...
|
80. "Старое и новое".
|
81. Спасск-Рязанский. В этом доме, по всей видимости, живёт фотограф. В правом окне табличка "Закрыто". Хочется верить, что не навсегда, поскольку в левом окне видны живые комнатные растения. Больше никаких признаков жизни не видно...
|
82. Спасск-Рязанский, ул. Советская. Ворота Вознесенской церкви. Примечательно, что в плане церковь имеет форму двойного креста.
|
83. Деревянная кладбищенская Вознесенская церковь была построена в селе Селезнево, а в конце XVIII столетия перевезена в Спасск. Эта церковь оказалась единственной из сохранившихся и ныне действующих в Спасске-Рязанском. Привлекают внимание "античные" колонны, срубленные из дерева топором.
|
84. Церковь Вознесения Господня (ул. Советская, 54б) рядом с автостанцией.
|
85. Алюминиевая ракета и фигура первого космонавта Ю. Гагарина на выезде из Спасска-Рязанского в сторону Рязани. (Развилка ул. Советская и Рязанского шоссе). С этого же перекрёстка можно отправиться на родину К.Э. Циолковского в Ижевское. Однако, световой день заканчивается, нам пора возвращаться в рязанский отель "Ока", до которого ехать еще добрых полсотни километров...
|
8. Что привезти из Шилово? |
50. Шиловская лоза - плетеные изделия ручной работы. Лебедь, Рыба и Корзина.
|
58. Плетёное изделие, изготовленное в ООО "Шиловская лоза". Мы решили приспособить его для хранения материалов для рукоделия.
|
9. Источники информации и литература. |
|
Интернет-источники:
1. Википедия. (История Шилово)
2. sobory.ru (О храмах)
3. temples.ru (О храмах)
4. https://zen.yandex.ru/media/club_starec_62/srajenie-pod-shishevskim-lesom-5f362a7f288b143d6afe0857 (статья Дениса Шибаева "Битва под Шишевским лесом")
5. shagau.ru (О Евпатии Коловрате и др.)
6. https://rznoldenc.ru/ (О селе Исады)
7. https://galina-lukas.ru/ (О городе Спасск-Рязанский)
8. http://www.ryazeparh.ru/ (О храмах).
9. https://tourweek.ru/ (О городе Спасск-Рязанский)
Литература:
1. "Рязанские достопамятности". Г.К. Вагнер, С.Я. Чугунов. 167 с. Москва, "Искусство", 1989.
2. "Рязань. Касимов". Е. Михайловский, И. Ильенко. 239 с. Москва, "Искусство", 1969.
3. Журнал "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №355, 2019. (О Преображенском храме в селе Старая Рязань).
|